Абдрахманов Алмат Бахытжанович
Начальник Управления денежно-кредитной статистики
Департамент статистики финансового рынка
Национальный Банк Республики Казахстан
Z05T8F6, Астана, проспект Мәңгілік Ел, 57«А»
8 (7172) 77-55-58
Данные предоставляются по аналитическим счетам депозитных корпораций в млн. тенге. Данные охватывают сводный баланс банков второго уровня, осуществляющих деятельность на территории Казахстана, баланс Национального Банка (НБРК), включая активы Национального фонда, управляемые НБРК. За период с декабря 2003 года по декабрь 2005 года включались счета кредитных товариществ. С января 2006 года из аналитических счетов депозитных организаций исключены счета кредитных товариществ в связи с внесением изменений в законодательство Республики Казахстан по вопросам лицензирования и консолидированного надзора, в результате которых на кредитные товарищества не распространяются полномочия НБРК. Счета банков, находящихся в процессе ликвидации, не входят в аналитические счета депозитных организаций.
Данные представляются по следующим категориям:
· Денежные агрегаты (позиция на конец месяца) состоящие из (a) наличных денег в обращении M0, (б) узкой денежной массы M1, (в) расширенной денежной массы M2 и (г) широкой денежной массы M3.
· M0 определяется как наличные деньги за пределами депозитных организаций (банкноты и монеты в национальной валюте, находящиеся в обращении за минусом наличных денег в кассе НБРК и банков второго уровня);
· M1 определяется как M0 плюс переводные депозиты в национальной валюте небанковских юридических лиц и населения;
· широкая денежная масса M2 включает M1 плюс другие депозиты в национальной валюте и переводные депозиты в иностранной валюте небанковских юридических лиц и населения.
· Денежная масса M3 включает в себя M2 плюс другие депозиты в иностранной валюте небанковских юридических лиц и населения. Депозиты местных и региональных органов управления включены в денежные агрегаты с декабря 2001 года.
· Чистые требования к центральному Правительству (до декабря 2001 года были представлены данные по Общему Правительству).
· Внутренний кредит остальной экономике, включает требования к финансовому сектору (исключая банки второго уровня), к государственным и негосударственным нефинансовым организациям, региональным и местным органам управления (с декабря 2001 года), некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства и населению.
· Чистые иностранные активы депозитных организаций с детализацией по активам и обязательствам. Иностранная позиция отличается от внутренней по признаку резидентства.
· Прочие чистые внутренние активы - в разбивке по прочим финансовым активам, нефинансовым активам, прочим обязательствам и счетам капитала.
· В Национальном Банке финансовые активы оцениваются по справедливой стоимости, за исключением инвестиций, удерживаемых до погашения и ссуд и дебиторской задолженности, не предназначенных для торговли и финансовых активов, не имеющих рыночной котировки на активном рынке, справедливую стоимость которых нельзя определить с достаточной степенью достоверности.
Стоимостная оценка финансовых инструментов внешнего рынка производится ежедневно согласно котировкам, установленным на момент закрытия торгов на финансовом рынке за предыдущий рабочий день на основании информации из источников, используемых в приоритетном порядке, указанном в нормативном правовом акте Национального Банка, регулирующем осуществление монетарной деятельности в Национальном Банке.
Для учета иностранной валюты применяется средневзвешенный биржевой курс тенге к иностранным валютам, сложившийся по состоянию на 15-30 часов астанинского времени по итогам двух сессий Казахстанской фондовой биржи, утренней (основной) и дневной (дополнительной).
Стоимостная оценка иностранных валют, по которым на Казахстанской фондовой бирже не проводятся торги, рассчитывается исходя из кросс-курсов, сложившихся по состоянию на 16-00 часов астанинского времени на день оценки, в соответствии с котировками, полученными по каналам информационного агентства REUTERS и Bloomberg.
Переоценка производится при каждом изменении средневзвешенного биржевого курса тенге к иностранным валютам и на последний день месяца
Ежемесячно
до 25 числа после отчетного месяца
НБРК заранее распространяет календарь опубликования статистических данных на странице НБРК в сети Интернет.
Монетарная статистика доступна всем заинтересованным сторонам на интернет-ресурсе НБРК и публикуется в ежемесячном «Статистическом бюллетене».
Работа по составлению денежно-кредитной статистики осуществляется в соответствии со Статьями 7 и 8 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке» и Статьей 54 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», которая предусматривает, что «банки обязаны предоставлять по запросам уполномоченного органа любую информацию о своих средствах, в том числе и находящихся за пределами Республики Казахстан, размерах принятых депозитов и предоставленных кредитов, произведенных и производимых банковских операциях и иные сведения, включая сведения, составляющие банковскую тайну».
Согласно Статье 8 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке», одной из функций Национального Банка является формирование и распространение статистической информации по обзору финансового рынка, денежно-кредитной и банковской статистике. Конфиденциальность информации о респондентах установлена Статьей 54 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»: «Работники уполномоченного органа за разглашение либо передачу третьим лицам сведений, полученных в ходе реализации прав, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан».
Кроме того, статья 501 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусматривает «штрафные санкции за «незаконное разглашение первичных статистических данных, статистической информации и (или) баз данных, позволяющих идентифицировать респондента, должностным лицом органов государственной статистики, подведомственной организации ведомства уполномоченного органа в области государственной статистики, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике», если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
Пользователи вне НБРК не имеют доступа к данным до их официальной публикации.
Никаких комментариев от госорганов не прилагается к публикации данных.
Банки не предоставляют пересмотренные исторические данные в случае переклассификации счетов в текущем периоде. Монетарная статистика, публикуемая Национальным Банком, является окончательной, за исключением данных по внешним активам, которые в конце отчетного месяца уточняются и публикуются с учетом обновления, а также данных на конец декабря, основанных на предварительных данных. Основные изменения в методологии предоставляются заблаговременно до внесения изменений.
Краткое описание методологии, используемой в монетарном обзоре, публикуется на интернет-ресурсе НБРК и в «Статистическом бюллетене НБРК», издаваемом на русском и казахском языках.
Данные по денежно-кредитной статистике размещаются на интернет-ресурсе НБРК и публикуются в ежемесячном Статистическом бюллетене НБРК следующим образом: годовые данные публикуются в основном за последние 5 лет и ежемесячные данные - за текущий год.
Данные имеют следующую разбивку:
· дезагрегированные данные по балансам центрального банка и банков второго уровня;
· депозиты клиентов;
· кредиты клиентам;
· процентные ставки по депозитам и кредитам.
Информация, публикуемая 2 раза в месяц: монетарный обзор банковской системы первоначально публикуется на основе предварительных данных и в конце отчетного периода - по уточненным данным (по внешним активам), на государственном, русском и английском языках.
Статистический бюллетень НБРК на государственном, русском и английском языках.
Монетарный обзор составляется ежемесячно на основе балансовых данных Национального Банка, коммерческих банков (по законодательству Республики Казахстан они называются банки второго уровня). За период с декабря 2003 года по декабрь 2005 года в монетарный обзор включались счета кредитных товариществ в соответствии с аналитической структурой Руководства по денежно-кредитной и финансовой статистике МВФ (MMFS). С января 2006 года из монетарного обзора исключены счета кредитных товариществ в связи с внесением изменений в законодательство Республики Казахстан по вопросам лицензирования и консолидированного надзора, в результате которых на кредитные товарищества не распространяются полномочия государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.
Денежные агрегаты состоящие из наличных денег в обращении М0, узкой денежной массы М1, широкой денежной массы М2 и денежной массы М3.
Внутренний кредит, дезагрегирован по секторам, то есть: по чистым требованиям к центральному Правительству, требованиям к местным и региональным органам управления (до декабря 2001 года были представлены данные по общему Правительству), требованиям к небанковским финансовым организациям, требованиям к государственным и негосударственным нефинансовым организациям (до декабря 2001 года данные представлены по нефинансовым организациям в целом), требованиям к некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, требованиям к домашним хозяйствам. Чистые требования к центральному Правительству отражаются в развернутом виде, т. е. валовые требования к центральному правительству (в разбивке по инструментам: кредиты, ценные бумаги и другие счета к получению) и валовые обязательства перед правительством (в разбивке по инструментам: депозиты, кредиты и другие счета к оплате). Требования к другим секторам экономики также детализированы по инструментам.
Чистые иностранные активы депозитных организаций представлены в разбивке по валовым требованиям к нерезидентам в свободно-конвертируемой валюте (детализированы по инструментам), валовым обязательствам перед нерезидентами в свободно-конвертируемой валюте (детализированы по инструментам) и другим иностранным активам-нетто в неконвертируемой валюте (в разбивке по валовым требованиям и обязательствам).
Прочие чистые внутренние активы - в разбивке по прочим финансовым активам, нефинансовым активам, прочим обязательствам и счетам капитала.
В соответствии с требованиями РДКФС, денежно-кредитная статистика в Казахстане проводит различие между требованиями и обязательствами банков в отношении резидентов и нерезидентов. Определение "резидент-нерезидент", действующее на территории Казахстана не соответствует определению, опубликованному в Руководстве по платежному балансу (5 издание 1993 года). Основное отличие касается центра экономического интереса. В Руководстве по платежному балансу считается, что в большинстве случаев институциональная единица имеет центр экономического интереса в какой-либо стране в том случае, если она уже осуществляет или намеревается осуществлять хозяйственную деятельность и экономические операции в данной стране в крупных масштабах (физические лица не менее года).
В соответствии с Законом РК от 24 декабря 1996 года "О валютном регулировании" резидентами являются физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Казахстан, в т. ч. временно находящиеся за границей или находящиеся на государственной службе в Республике Казахстан за ее пределами, а также все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, с местонахождением в РК, а также их филиалы и представительства с местонахождением в РК и за ее пределами. Кроме этого резидентами являются дипломатические, торговые и иные официальные представительства РК, находящиеся за ее пределами.
Нерезидентами являются все юридические лица, их представительства ифилиалы, а также физические лица, не указанные в понятии "резиденты".
Операции с другими секторами экономики группируются как требования и обязательства коммерческих банков (банки второго уровня) перед резидентами (внутренними экономическими субъектами) по взаимно балансирующим секторам в соответствии с РДКФС: центральный (национальный) банк, небанковские финансовые учреждения, государственные нефинансовые учреждения, негосударственные нефинансовые учреждения, центральное правительство, региональные и местные органы управления, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства. Одно незначительное исключение состоит в том, что в обзоре НБК не полностью классифицированы по секторам некоторые требования (в «Статистическом бюллетене» эти требования отражены по статье «требования к прочим секторам экономики»). Кроме того, обязательства НФРК (Национального Фонда Республики Казахстан) не классифицированы по какому-либо сектору экономики.
М0 определяется как наличные деньги за пределами депозитных организаций (банкноты и монеты в национальной валюте, находящиеся в обращении за минусом наличных денег, хранящихся в кассе НБК и банков); М1 определяется как М0 плюс переводимые депозиты в национальной валюте небанковских юридических лиц и населения; широкая денежная масса М2 включает в себя М1 плюс другие депозиты в национальной валюте и переводимые депозиты в иностранной валюте небанковских юридических лиц и населения. Денежная масса М3 включает в себя М2 плюс другие депозиты в иностранной валюте небанковских юридических лиц и населения.
Данные денежно-кредитного обзора основываются на балансах НБК, коммерческих банков. Балансовые отчеты НБК и коммерческих банков включают счета головных офисов и филиалов, расположенных в Казахстане. Кроме того, в соответствии с законодательным определением резидентства, предусмотренном Законом РК «О валютном регулировании», счета филиалов, расположенных за пределами Казахстана, также включаются в балансовые отчеты коммерческих банков. Эта непоследовательность в отражении экономического признака резидентства в соответствии с РДКФС и пятым изданием Руководства по платежному балансу (РПБ5) в настоящее время приводит к тому, что операции иностранного филиала коммерческого банка ошибочно включаются в счета денежно-кредитной сферы. Обзор центрального банка охватывает консолидированные счета головного офиса НБК в Нур-Султан и его 17 филиалов, остальные 11 дочерних предприятий включаются в консолидированный баланс НБК.
Счета банков, находящихся в процессе ликвидации, не входят в аналитические счета депозитных организаций.
В Национальном Банке финансовые активы оцениваются по справедливой стоимости, то есть по фактическим затратам. Ценные бумаги отражаются по справедливой стоимости и переоцениваются не реже одного раза в месяц на дату продажи/погашения. Стоимостная оценка ценных бумаг производится согласно котировкам (ценам), установленным на момент закрытия торгов на финансовом рынке, в предпоследний рабочий день календарного месяца и/или день, предыдущий дню продажи ценных бумаг. С момента автоматизации учета ценных бумаг переоценка стоимости ценных бумаг производится ежедневно. С момента установления Казахстанской фондовой биржей официальных котировок (цен) по ценным бумагам в национальной валюте, выпущенным для обращения в Казахстане, переоценка стоимости данных ценных бумаг производится по котировкам (ценам), установленным на момент закрытия торгов на внутренней фондовой бирже в последний рабочий день календарного месяца или последний день торгов данными ценными бумагами и день продажи данных ценных бумаг.
Ценные бумаги, приобретаемые с целью осуществления инвестиций в капитал, учитываются по цене приобретения. В течение всего периода владения стоимость этой категории ценных бумаг не переоценивается, за исключением организаций, имеющих отрицательный собственный капитал.
В отношении формирования и использования специальных и общих резервов (провизий). В конце финансового года или в период заключительных оборотов на основании решения постоянно действующей инвентаризационной комиссии Национального Банка о результатах годовой инвентаризации банковских и небанковских активов под сомнительные банковские и небанковские активы и возможные убытки Национального Банка за счет расходов Национального Банка создаются специальные резервы (провизии), а за счет нераспределенного чистого дохода Национального Банка за отчетный период – общие резервы (провизии).
Ценные бумаги в коммерческих банках и кредитных товариществах учитываются по трем категориям:
· ценные бумаги, предназначенные для торговли;
· ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи;
· ценные бумаги, удерживаемые до погашения.
Первые две категории ценных бумаг учитываются по справедливой стоимости. Данные ценные бумаги в национальной и иностранной валюте учитываются по справедливой (рыночной) стоимости путем их переоценки согласно котировкам (ценам), установленным на внешнем или внутреннем финансовом рынке в зависимости от учетной политики банка (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и/или на момент продажи/погашения).
Третья категория ценных бумаг как в национальной так и в иностранной валюте учитывается по амортизированным затратам с использованием эффективной ставки процента. Переоценка данных ценных бумаг не производится.
Инвестиции в капитал ассоциированных компаний учитываются в зависимости от выбранного банком метода учета инвестиций: учета по долевому участию, согласно которому инвестиции первоначально учитываются по себестоимости, а затем корректируются на произошедшее после приобретения изменение доли инвестора в чистых активах объекта инвестиций; учета по себестоимости, согласно которому инвестиции первоначально признаются по себестоимости. В отчете о доходах и расходах доход от инвестиций отражается только в той степени, в какой инвестор получает дивиденды из накопленной чистой прибыли объекта инвестиций, возникающей после даты приобретения.
Инвестиции в капитал дочерних компаний учитываются также в зависимости от выбранного банком метода:
по фактической себестоимости;
согласно методу участия;
или как финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи, как это было описано выше.
Статьи, выраженные в инвалюте, конвертируются в национальную валюту с использованием рыночного обменного курса тенге.
Источники данных для центрального банка и Источники данных для других депозитных организаций.
Основой для составления монетарного обзора НБК и БВУ являются их ежемесячные балансы. Коммерческие банки ежемесячно предоставляют в НБК балансовые отчеты и формы статистической отчетности. Балансовые счета НБК и БВУ группируются по признаку резидентства на внешние и внутренние активы/обязательства. Внутренние активы/обязательства группируются по секторам экономики.
Принадлежащие НФРК ценные бумаги не включаются в бухгалтерский балансовый отчет НБК, но для обеспечения прозрачности баланса в обзоре НБК включаются отдельной строкой в ЧИА с балансирующей проводкой в части обязательств по статье ЧВА.
Банки предоставляют свои детализированные балансовые отчеты в электронном виде, которые затем вносятся в Автоматизированную информационную систему «Статистика» НБК (АИС "Статистика").
Данные представляемых банками детализированных балансовых отчетов подлежат автоматизированной перекрестной сверке с дополнительной информацией по кредитам и депозитам. Система «Статистика» автоматически выводит отчет об ошибке с указанием каких-либо несовпадений между данными, представленными банками.
Данные детализированных балансовых отчетов подлежат сверке с данными балансов банков второго уровня. Национальный Банк получает данные по детализированным балансам и группирует счета для составления монетарного обзора депозитных организаций и расчета денежных агрегатов.
Данные на конец года представляются дважды. Окончательные данные на конец декабря (с учетом заключительных оборотов) составляются позднее в связи с установленными правилами аудита данных на конец года. Предварительные данные на конец декабря используются для составления обзора депозитных организаций до тех пор, пока не будут готовы окончательные данные на конец декабря. Основой для составления монетарного обзора НБК и БВУ являются их ежемесячные детализированные балансы.
Категория данных ССРД: Аналитические счета центрального банка
Абдрахманов Алмат Бахытжанович
Начальник Управления денежно-кредитной статистики
Департамент статистики финансового рынка
Национальный Банк Республики Казахстан
Z05T8F6, Астана, проспект Мәңгілік Ел, 57«А»
8 (7172) 77-55-58
Данные предоставляются по аналитическим счетам Национального Банка Республики Казахстан (НБРК) в млн. тенге, формируемым на основе счетов баланса НБРК. Активы Национального фонда, управляемые НБРК, входят в аналитические счета центрального банка.
Данные распространяются по показателям:
· Денежная база в узком и расширенном представлении (включает в себя наличные деньги вне НБРК, депозиты банков второго уровня, переводные депозиты небанковских финансовых организаций и текущие счета в национальной валюте государственных и негосударственных нефинансовых организаций);
· Чистые требования к центральному Правительству;
· Внутренний кредит остальной экономике (включает требования к банкам, небанковским финансовым организациям, государственным и негосударственным нефинансовым организациям, домашним хозяйствам);
· Внешние активы и внешние обязательства НБРК (включая внешние активы Национального фонда, управляемые НБРК);
Прочие чистые внутренние активы - в разбивке по прочим финансовым активам, нефинансовым активам, прочим обязательствам и счетам капитала.
Ежемесячно
6 рабочий день после отчетного месяца
На интернет-ресурсах НБРК и странового координатора по статистике (Комитет по статистике Министерства экономики РК) заранее публикуется календарь выпуска статистической информации на предстоящий календарный год.
Аналитические счета НБРК публикуются одновременно для всех заинтересованных пользователей. Они размещаются на интернет-ресурсе НБРК в разделе «Денежно-кредитная и банковская статистика» и в ежемесячном официальном издании НБРК «Статистический бюллетень НБК»
Работа по составлению денежно-кредитной статистики осуществляется в соответствии со Статьями 7 и 8 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке» и Статьей 54 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», которая предусматривает, что «банки обязаны предоставлять по запросам уполномоченного органа любую информацию о своих средствах, в том числе и находящихся за пределами Республики Казахстан, размерах принятых депозитов и предоставленных кредитов, произведенных и производимых банковских операциях и иные сведения, включая сведения, составляющие банковскую тайну».
Согласно Статье 8 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке», одной из функций Национального Банка является формирование и распространение статистической информации по обзору финансового рынка, денежно-кредитной и банковской статистике.
Конфиденциальность информации о респондентах установлена Статьей 54 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»: «Работники уполномоченного органа за разглашение либо передачу третьим лицам сведений, полученных в ходе реализации прав, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан».
Кроме того, статья 501 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусматривает «штрафные санкции за «незаконное разглашение первичных статистических данных, статистической информации и (или) баз данных, позволяющих идентифицировать респондента, должностным лицом органов государственной статистики, подведомственной организации ведомства уполномоченного органа в области государственной статистики, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике», если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
Пользователи вне НБРК не имеют доступа к данным до их официальной публикации.
Никаких комментариев от госорганов не прилагается к публикации данных.
Данные монетарного обзора НБРК, публикуемые Национальным Банком, являются окончательными за исключением информации по международным резервам и внешним активам Национального фонда РК, которые публикуются в начале отчетного месяца по предварительным данным и в конце отчетного месяца – по уточненным. О существенных изменениях в методологии информация предоставляется в методологических комментариях и/или в примечаниях к публикуемым таблицам.
Краткое описание методологии, используемой при составлении монетарной статистики, публикуется в методологических комментариях, прилагаемых к Статистическому бюллетеню НБК на государственном и русском языках, а также в подразделе «Методология» раздела "Денежно-кредитная и банковская статистика» интернет-ресурса НБРК.
Монетарный обзор НБРК составляется в соответствии с методологией МВФ (Руководство МВФ по денежно-кредитной и финансовой статистике, 2000г.; Справочник по составлению монетарной и финансовой статистики, 2008г).
Распространение монетарного обзора осуществляется ежемесячно на интернет-ресурсе НБРК, в официальном издании НБРК «Статистический бюллетень НБК», в пресс-релизе Национального Банка, а также в официальном издании НБРК «Платежный баланс и внешний долг Республики Казахстан» (ежеквартально).
Данные по валовым международным резервам НБРК, публикуемым в разделе «Денежно-кредитная и банковская статистика», согласуются с информацией по международным резервам и ликвидности в иностранной валюте, публикуемой в разделе «Статистика внешнего сектора».
Информация, публикуемая 2 раза в месяц: монетарный обзор НБРК и данные по международным резервам и активам Национального фонда публикуются в начале отчетного месяца на основе предварительных данных и в конце отчетного месяца по уточненным данным (по внешним активам),на государственном, русском и английском языках.
Статистический бюллетень НБРК на государственном, русском и английском языках.
Аналитические счета НБК основываются на бухгалтерских счетах НБК. Активы Национального Фонда, управляемые НБК, входят в аналитические счета НБК.
Данные монетарного обзора НБК включают:
· денежную базу, которая формируется из наличных денег вне НБК, депозитов коммерческих банков, переводимых депозитов небанковских финансовых организаций, текущих счетов в национальной валюте государственных и негосударственных нефинансовых организаций;
· чистые требования к центральному Правительству (до декабря 2001 г. данные представлялись в целом по Правительству, без разбивки);
· внутренний кредит остальной экономике, включающий требования к банкам, небанковским финансовым организациям и домашним хозяйствам;
· иностранные активы и иностранные обязательства Национального Банка (включая иностранные активы Национального Фонда Республики Казахстан, управляемые Национальным Банком);
· прочие чистые внутренние активы (включающие прочие финансовые активы, нефинансовые активы, прочие обязательства и счета капитала).
В соответствии с требованиями РДКФС, денежно-кредитная статистика в Казахстане проводит различие между требованиями и обязательствами банков в отношении резидентов и нерезидентов. Определение "резидент-нерезидент", действующее на территории Казахстана не соответствует определению, опубликованному в Руководстве по платежному балансу (5 издание 1993 года). Основное отличие касается центра экономического интереса. В Руководстве по платежному балансу считается, что в большинстве случаев институциональная единица имеет центр экономического интереса в какой-либо стране в том случае, если она уже осуществляет или намеревается осуществлять хозяйственную деятельность и экономические операции в данной стране в крупных масштабах (физические лица не менее года).
В соответствии с Законом РК от 24 декабря 1996 года "О валютном регулировании" резидентами являются физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Казахстан, в т. ч. временно находящиеся за границей или находящиеся на государственной службе в Республике Казахстан за ее пределами, а также все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, с местонахождением в РК, а также их филиалы и представительства с местонахождением в РК и за ее пределами. Кроме этого резидентами являются дипломатические, торговые и иные официальные представительства РК, находящиеся за ее пределами.
Нерезидентами являются все юридические лица, их представительства ифилиалы, а также физические лица, не указанные в понятии "резиденты".
Операции с другими секторами экономики группируются как требования и обязательства коммерческих банков (банки второго уровня) перед резидентами (внутренними экономическими субъектами) по взаимно балансирующим секторам в соответствии с РДКФС: центральный (национальный) банк, небанковские финансовые учреждения, государственные нефинансовые учреждения, негосударственные нефинансовые учреждения, центральное правительство, региональные и местные органы управления, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства. Одно незначительное исключение состоит в том, что в обзоре НБК не полностью классифицированы по секторам некоторые требования (в «Статистическом бюллетене» эти требования отражены по статье «требования к прочим секторам экономики»). Кроме того, обязательства НФРК (Национального Фонда Республики Казахстан) не классифицированы по какому-либо сектору экономики.
Обзор центрального банка охватывает консолидированные счета головного офиса НБК в Нур-Султан и его 17 филиалов, остальные 11 дочерних предприятий включаются в консолидированный баланс НБК.
Принадлежащие Национальному Фонду Республики Казахстан активы не включаются в бухгалтерский балансовый отчет НБК, но для обеспечения прозрачности баланса в монетарном обзоре НБК включаются отдельной строкой в ЧИА с балансирующей проводкой в части обязательств по статье ЧВА.
Балансовые отчеты НБК и коммерческих банков включают счета головных офисов и филиалов, расположенных в Казахстане. Кроме того, в соответствии с законодательным определением резидентства, предусмотренном Законом РК «О валютном регулировании», счета филиалов, расположенных за пределами Казахстана, также включаются в балансовые отчеты коммерческих банков. Эта непоследовательность в отражении экономического признака резидентства в соответствии с РДКФС и пятым изданием Руководства по платежному балансу (РПБ5) в настоящее время приводит к тому, что операции иностранного филиала коммерческого банка ошибочно включаются в счета денежно-кредитной сферы.
НБК осведомлен об отклонениях правил национальной денежно-кредитной статистики в области институционального охвата от надлежащей международной практики. НБК рассматривает возможность изменения соответствующих инструкций по правилам отчетности, чтобы использовать в статистических целях такое определение резидентства, которое бы соответствовало рекомендациям РПБ5. Кроме того, НБК расширил институциональный охват (начиная с данных за декабрь 2003 года) с учетом включения счетов кредитных товариществ в обзор депозитных организаций (обзор денежной массы).
В Национальном Банке финансовые активы оцениваются по справедливой стоимости, то есть по фактическим затратам. Ценные бумаги отражаются по справедливой стоимости и переоцениваются не реже одного раза в месяц на дату продажи/погашения. Стоимостная оценка ценных бумаг производится согласно котировкам (ценам), установленным на момент закрытия торгов на финансовом рынке, в предпоследний рабочий день календарного месяца и/или день, предыдущий дню продажи ценных бумаг. С момента автоматизации учета ценных бумаг переоценка стоимости ценных бумаг производится ежедневно. С момента установления Казахстанской фондовой биржей официальных котировок (цен) по ценным бумагам в национальной валюте, выпущенным для обращения в Казахстане, переоценка стоимости данных ценных бумаг производится по котировкам (ценам), установленным на момент закрытия торгов на внутренней фондовой бирже в последний рабочий день календарного месяца или последний день торгов данными ценными бумагами и день продажи данных ценных бумаг.
Ценные бумаги, приобретаемые с целью осуществления инвестиций в капитал, учитываются по цене приобретения. В течение всего периода владения стоимость этой категории ценных бумаг не переоценивается, за исключением организаций, имеющих отрицательный собственный капитал.
В отношении формирования и использования специальных и общих резервов (провизий). В конце финансового года или в период заключительных оборотов на основании решения постоянно действующей инвентаризационной комиссии Национального Банка о результатах годовой инвентаризации банковских и небанковских активов под сомнительные банковские и небанковские активы и возможные убытки Национального Банка за счет расходов Национального Банка создаются специальные резервы (провизии), а за счет нераспределенного чистого дохода Национального Банка за отчетный период – общие резервы (провизии).
Оценка инструментов, деноминированных в иностранной валюте.
Статьи, выраженные в инвалюте, конвертируются на ежедневной основе в национальную валюту, используя рыночный обменный курс тенге - средневзвешенный биржевой курс тенге к иностранным валютам, сложившийся на утренней (основной) сессии Казахстанской фондовой биржи по состоянию на 11.00 часов алматинского времени предыдущего рабочего дня. Стоимостная оценка иностранных валют, по которым на Казахстанской фондовой бирже не проводятся торги, рассчитывается исходя из кросс-курсов, сложившихся по состоянию на 15.00 часов алматинского времени на день оценки, в соответствии с котировками, полученными по каналам информационного агентства REUTERS.
Аналитические счета НБК основываются на балансе Национального Банка. Активы Национального Фонда Республики Казахстан, управляемые НБК, учитываются в отдельном балансе, но в обзоре НБК включаются отдельной строкой в ЧИА и балансирующей проводкой в части обязательств по статье ЧВА.
Данные на конец года представляются дважды. Окончательные данные на конец декабря по НБК (с учетом заключительных оборотов) составляются позднее в связи с установленными правилами аудита данных на конец года. Предварительные данные на конец декабря используются для составления обзора НБК до тех пор, пока не будут готовы окончательные данные на конец декабря. Основой для составления монетарного обзора НБК является его ежемесячный баланс.