Бюро национальной статистики
Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан
    Ключевые моменты
    10%
    Инфляция в Республике Казахстан в марте 2025 года за год составила 10% (в феврале 2025 года – 9,4%), за месяц – 1,3% (в предыдущем месяце – 1,5%).
    14.3%
    Цены на платные услуги за год выросли на 14,3% (в феврале 2025г. – 14,1%), непродовольственные товары – на 9,1% (в феврале 2025г. – 8,7%), продовольственные товары – на 7,6% (в феврале 2025г. – 6,5%).
    Динамика инфляции

    По сравнению с мартом прошлого года тарифы на холодную воду повысились на 88,4%, водоотведение – на 23,7%, отопление центральное – на 19%, горячую воду – на 14,6%, электроэнергию – на 14,3%, газ, транспортируемый по распределительным сетям – на 13,3%, вывоз мусора – на 11,1%, оплату за содержание жилища – на 11%.

    Цены на услуги организации комплексного отдыха увеличились на 47,3%, услуги связи – на 13,9%, здравоохранения – на 13,4%, услуги по техническому обслуживанию и ремонту личных автотранспортных средств – на 12,9%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 12,6%, услуги общественного питания – на 11,3%, в области отдыха и спортивных мероприятий – на 9,2%. Проезд железнодорожным пассажирским транспортом подорожал на 23,6%, городским автобусом – на 11,2%, воздушным пассажирским транспортом – на 10%. Оплата за аренду жилья повысилась на 14,9%.

    Уровень цен на аудиовизуальное оборудование вырос на 48%, ювелирные изделия и часы – на 26,6%, легковые автомобили новые – на 21,6%, ковры и другие покрытия для пола – на 13,9%, одежду и обувь – на 10,9%, мебель и предметы домашнего обихода – на 10%. Сжиженный газ в баллонах подорожал на 23%, дрова – на 14,8%.

    Повышение цен отмечено на картофель на 66,4%, лук репчатый – на 32,2%, капусту – на 27,3%, минеральную и питьевую воду – на 17,1%, масло подсолнечное – 16,8%, кондитерские изделия – на 15%, помидоры – 14,9%, бананы – 14,6%, алкогольные напитки и табачные изделия – на 13%, масло сливочное – на 12,2%, фруктовые и овощные соки – на 11,4%, говядину – 11,2%, прохладительные напитки – на 11,1%, рыбу и морепродукты – 10,6%. Снижение же цен наблюдалось на крупу гречневую на 17,7%, яйца – на 8,3%, морковь – на 7,4%, рис – на 6,3%.

    В региональном разрезе в марте 2025 года уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в семи регионах, из них наибольший – в г.Астана (13,3%), Карагандинской (12,1%), Акмолинской (12%) областях.

    Годовая инфляция в регионах за март
    в процентах, прирост
    2025 2024 2023
    Республика Казахстан 10,0 9,1 18,1
    Абай 9,6 9,3 17,8
    Акмолинская 12,0 9,0 18,8
    Актюбинская 9,4 8,8 17,7
    Алматинская 7,8 6,5 16,7
    Атырауская 9,7 9,2 18,3
    Западно-Казахстанская 10,9 8,6 18,5
    Жамбылская 8,2 8,5 17,2
    Жетісу 8,7 9,2 18,1
    Карагандинская 12,1 10,8 18,5
    Костанайская 9,0 8,3 17,9
    Кызылординская 9,0 8,1 18,3
    Мангистауская 9,6 10,1 21,7
    Павлодарская 6,9 9,8 18,7
    Северо-Казахстанская 10,0 9,7 18,9
    Туркестанская 9,2 8,0 17,8
    Ұлытау 10,4 9,0 18,3
    Восточно-Казахстанская 10,1 9,7 18,7
    г. Астана 13,3 9,4 19,9
    г. Алматы 10,4 9,7 17,2
    г. Шымкент 8,4 9,1 16,6
    Вклад в годовой уровень инфляции

    Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (2,9 процентных пункта), жилищные услуги (1,8 процентных пункта), здравоохранение (1,2 процентных пункта).

    Услуги ЖКХ за год подорожали на 16%, а их вклад в инфляцию составил 1,8 процентных пункта. В марте 2025 года по сравнению с мартом прошлого года тарифы на аренду жилья стали выше на 14,9% и внесли вклад в 0,5 п.п., тарифы на холодную воду (на 88,4%) – в 0,4 п.п., электроэнергию (на 14,3%), обслуживание и ремонт жилых помещений (на 6%) – по 0,2 процентных пункта в годовую инфляцию.

    За год цены на мясо и мясопродукты повысились на 8%, фрукты и овощи – на 11,9% и внесли основной вклад в инфляцию в 0,9 и 0,7 процентных пункта, соответственно. Удорожание масел и жиров на 13,1%, молочных продуктов – на 6,1% внесло вклад по 0,3 п.п., безалкогольных напитков (на 9,9%), хлебобулочных изделий и круп (на 3,1%) – по 0,2 процентных пунктов в годовую инфляцию.

    В годовом выражении одежда подорожала на 10,5%, обувь – на 11,7% и внесли вклад в инфляцию в 0,6 и 0,4 процентных пунктов, соответственно.

    Вклад отдельных составляющих в годовую инфляцию в Республике Казахстан в марте 2025 года
    в процентах, прирост
    Товары и услуги Темп прироста Вклад в прирост цен
    Продовольственные товары 7,6 3,137
    Хлебобулочные изделия и крупы 3,1 0,214
    Мясо и мясопродукты 8,0 0,929
    Молочные продукты 6,1 0,260
    Яйца -8,3 -0,117
    Масла и жиры 13,1 0,306
    Фрукты и овощи 11,9 0,700
    Сахар 0,7 0,007
    Безалкогольные напитки 9,9 0,202
    Непродовольственные товары 9,1 2,689
    Одежда 10,5 0,649
    Обувь 11,7 0,360
    Моющие средства 1,4 0,020
    Бензин 1,8 0,086
    Товары личного пользования 6,1 0,192
    Платные услуги 14,3 4,152
    Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива 16,0 1,834
    оплата за содержание жилища 11,0 0,059
    аренда жилья 14,9 0,520
    обслуживание и ремонт жилых помещений 6,0 0,189
    холодная вода 88,4 0,424
    горячая вода 14,6 0,038
    вывоз мусора 11,1 0,033
    водоотведение 23,7 0,044
    электроэнергия 14,3 0,182
    газ 14,9 0,130
    газ, транспортируемый
    по распределительным сетям
    13,3 0,098
    сжиженный 23,0 0,032
    отопление центральное 19,0 0,131
    твердое топливо 9,9 0,073
    домофон 12,6 0,011
    За месяц уровень цен продовольственных товаров повысился на 1,6%, платных услуг – на 1,3%, непродовольственных товаров – на 0,8%.
    Инфляция за месяц
    в процентах, прирост
    Март
    товары и услуги продоволь-ственные товары непродоволь-ственные товары платные услуги
    2021 0,6 0,8 0,7 0,2
    2022 3,7 5,8 2,8 1,4
    2023 0,9 1,1 0,8 0,8
    2024 0,7 0,6 0,5 1,1
    2025 1,3 1,6 0,8 1,3
    Глоссарий

    Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.

    Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.

    Методологические пояснения

    Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.

    Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:

    • данных об изменении цен, собранных путем их непосредственной регистрации в специально отобранных для этих целей торговых точках и местах оказания услуг;
    • материалов обследования домашних хозяйств в части структуры фактических потребительских расходов населения.

    Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.

    Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.

    Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за их доставку.


    Ответственные за выпуск:
    Департамент статистики цен
    Директор департамента:
    Қ. Жақыпбекұлы
    Тел. +7 7172 749057
    Исполнитель:
    А.Макижанова
    Тел. +7 7172 749265
    Адрес:
    010000, г. Астана
    Проспект Мәнгілік ел, 8
    Дом министерств, 4 подъезд
    Онлайн консультант