По сравнению с мартом прошлого года тарифы на холодную воду повысились на 88,4%, водоотведение – на 23,7%, отопление центральное – на 19%, горячую воду – на 14,6%, электроэнергию – на 14,3%, газ, транспортируемый по распределительным сетям – на 13,3%, вывоз мусора – на 11,1%, оплату за содержание жилища – на 11%.
Цены на услуги организации комплексного отдыха увеличились на 47,3%, услуги связи – на 13,9%, здравоохранения – на 13,4%, услуги по техническому обслуживанию и ремонту личных автотранспортных средств – на 12,9%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 12,6%, услуги общественного питания – на 11,3%, в области отдыха и спортивных мероприятий – на 9,2%. Проезд железнодорожным пассажирским транспортом подорожал на 23,6%, городским автобусом – на 11,2%, воздушным пассажирским транспортом – на 10%. Оплата за аренду жилья повысилась на 14,9%.
Уровень цен на аудиовизуальное оборудование вырос на 48%, ювелирные изделия и часы – на 26,6%, легковые автомобили новые – на 21,6%, ковры и другие покрытия для пола – на 13,9%, одежду и обувь – на 10,9%, мебель и предметы домашнего обихода – на 10%. Сжиженный газ в баллонах подорожал на 23%, дрова – на 14,8%.
Повышение цен отмечено на картофель на 66,4%, лук репчатый – на 32,2%, капусту – на 27,3%, минеральную и питьевую воду – на 17,1%, масло подсолнечное – 16,8%, кондитерские изделия – на 15%, помидоры – 14,9%, бананы – 14,6%, алкогольные напитки и табачные изделия – на 13%, масло сливочное – на 12,2%, фруктовые и овощные соки – на 11,4%, говядину – 11,2%, прохладительные напитки – на 11,1%, рыбу и морепродукты – 10,6%. Снижение же цен наблюдалось на крупу гречневую на 17,7%, яйца – на 8,3%, морковь – на 7,4%, рис – на 6,3%.
В региональном разрезе в марте 2025 года уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в семи регионах, из них наибольший – в г.Астана (13,3%), Карагандинской (12,1%), Акмолинской (12%) областях.
2025 | 2024 | 2023 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 10,0 | 9,1 | 18,1 |
Абай | 9,6 | 9,3 | 17,8 |
Акмолинская | 12,0 | 9,0 | 18,8 |
Актюбинская | 9,4 | 8,8 | 17,7 |
Алматинская | 7,8 | 6,5 | 16,7 |
Атырауская | 9,7 | 9,2 | 18,3 |
Западно-Казахстанская | 10,9 | 8,6 | 18,5 |
Жамбылская | 8,2 | 8,5 | 17,2 |
Жетісу | 8,7 | 9,2 | 18,1 |
Карагандинская | 12,1 | 10,8 | 18,5 |
Костанайская | 9,0 | 8,3 | 17,9 |
Кызылординская | 9,0 | 8,1 | 18,3 |
Мангистауская | 9,6 | 10,1 | 21,7 |
Павлодарская | 6,9 | 9,8 | 18,7 |
Северо-Казахстанская | 10,0 | 9,7 | 18,9 |
Туркестанская | 9,2 | 8,0 | 17,8 |
Ұлытау | 10,4 | 9,0 | 18,3 |
Восточно-Казахстанская | 10,1 | 9,7 | 18,7 |
г. Астана | 13,3 | 9,4 | 19,9 |
г. Алматы | 10,4 | 9,7 | 17,2 |
г. Шымкент | 8,4 | 9,1 | 16,6 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (2,9 процентных пункта), жилищные услуги (1,8 процентных пункта), здравоохранение (1,2 процентных пункта).
Услуги ЖКХ за год подорожали на 16%, а их вклад в инфляцию составил 1,8 процентных пункта. В марте 2025 года по сравнению с мартом прошлого года тарифы на аренду жилья стали выше на 14,9% и внесли вклад в 0,5 п.п., тарифы на холодную воду (на 88,4%) – в 0,4 п.п., электроэнергию (на 14,3%), обслуживание и ремонт жилых помещений (на 6%) – по 0,2 процентных пункта в годовую инфляцию.
За год цены на мясо и мясопродукты повысились на 8%, фрукты и овощи – на 11,9% и внесли основной вклад в инфляцию в 0,9 и 0,7 процентных пункта, соответственно. Удорожание масел и жиров на 13,1%, молочных продуктов – на 6,1% внесло вклад по 0,3 п.п., безалкогольных напитков (на 9,9%), хлебобулочных изделий и круп (на 3,1%) – по 0,2 процентных пунктов в годовую инфляцию.
В годовом выражении одежда подорожала на 10,5%, обувь – на 11,7% и внесли вклад в инфляцию в 0,6 и 0,4 процентных пунктов, соответственно.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 7,6 | 3,137 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 3,1 | 0,214 |
Мясо и мясопродукты | 8,0 | 0,929 |
Молочные продукты | 6,1 | 0,260 |
Яйца | -8,3 | -0,117 |
Масла и жиры | 13,1 | 0,306 |
Фрукты и овощи | 11,9 | 0,700 |
Сахар | 0,7 | 0,007 |
Безалкогольные напитки | 9,9 | 0,202 |
Непродовольственные товары | 9,1 | 2,689 |
Одежда | 10,5 | 0,649 |
Обувь | 11,7 | 0,360 |
Моющие средства | 1,4 | 0,020 |
Бензин | 1,8 | 0,086 |
Товары личного пользования | 6,1 | 0,192 |
Платные услуги | 14,3 | 4,152 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 16,0 | 1,834 |
оплата за содержание жилища | 11,0 | 0,059 |
аренда жилья | 14,9 | 0,520 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 6,0 | 0,189 |
холодная вода | 88,4 | 0,424 |
горячая вода | 14,6 | 0,038 |
вывоз мусора | 11,1 | 0,033 |
водоотведение | 23,7 | 0,044 |
электроэнергия | 14,3 | 0,182 |
газ | 14,9 | 0,130 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
13,3 | 0,098 |
сжиженный | 23,0 | 0,032 |
отопление центральное | 19,0 | 0,131 |
твердое топливо | 9,9 | 0,073 |
домофон | 12,6 | 0,011 |
Март | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродоволь-ственные товары | платные услуги | |
2021 | 0,6 | 0,8 | 0,7 | 0,2 |
2022 | 3,7 | 5,8 | 2,8 | 1,4 |
2023 | 0,9 | 1,1 | 0,8 | 0,8 |
2024 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 1,1 |
2025 | 1,3 | 1,6 | 0,8 | 1,3 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за их доставку.