Объем оптовой торговли в январе-сентябре 2023 г. составил 28167,2 млрд. тенге или 111,2% к уровню соответствующего периода 2022г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (82,5%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе-сентябре 2023г. приходится на г. Алматы (38%), г. Астана (16,4%), Атырауская область (14,9%), Карагандинская область (5,1%).
Объем розничной торговли в январе-сентябре 2023г. составил 13122,1 млрд. тенге, что на 7,2% больше уровня соответствующего периода 2022г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями увеличилась на 10,7%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, увеличилась на 0,4% по сравнению с январем-сентябрем 2022г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 11773,7 млрд. тенге (89,7% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 1348,4 млрд. тенге (10,3%).
На 1 октября 2023г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1539 млрд. тенге, в днях торговли – 71 день.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 32,3%, непродовольственных товаров – 67,7%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем-сентябрем 2022г. уменьшился на 6,4%, непродовольственных товаров увеличился – на 15,2%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-сентябре 2023г. приходится на г. Алматы (32%), г. Астана (12,9%), Карагандинскую (8%) и Восточно-Казахстанскую (6,1%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода в постоянных ценах.