Объем оптовой торговли в январе-ноябре 2024г. составил 41222 млрд. тенге или 107,6% к уровню соответствующего периода 2023г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (82%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе-ноябре 2024г. приходится на г. Алматы (36,8%), г. Астана (16,9%), Атыраускую область (14%), Карагандинскую область (6,3%).
Объем розничной торговли в январе-ноябре 2024г. составил 19486 млрд. тенге, что на 9,3% больше уровня соответствующего периода 2023г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями увеличилась на 4,3%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, увеличилась на 19,8% по сравнению с январем-ноябрем 2023г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 17675,7 млрд. тенге (90,7% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 1810,3 млрд. тенге (9,3%).
На 1 декабря 2024г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1722,9 млрд. тенге, в днях торговли – 67 дней.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 32,4%, непродовольственных товаров – 67,6%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем-ноябрем 2023г. увеличился на 9%, непродовольственных товаров увеличился – на 9,4%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-ноябре 2024г. приходится на г. Алматы (33,5%), г. Астана (13,1%), Карагандинскую (7,5%) и Восточно-Казахстанскую (5,5%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода в постоянных ценах.