Объем оптовой торговли в январе 2024 г. составил 2644,1 млрд. тенге или 103,4% к уровню соответствующего периода 2023г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (80%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе 2024г. приходится на г. Алматы (38,6%), Атырауская область (19,7%), г. Астана (16,8%), Карагандинская область (5%).
Объем розничной торговли в январе 2024г. составил 1174,3 млрд. тенге, что на 3,7% больше уровня соответствующего периода 2023г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями увеличилась на 7,6%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, уменьшилась на 9,1% по сравнению с январем 2023г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 1040,8 млрд. тенге (88,6% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 133,5 млрд. тенге (11,4%).
На 1 февраля 2024г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1594,3 млрд. тенге, в днях торговли – 78 дней.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 26,8%, непродовольственных товаров – 73,2%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем 2023г. уменьшился на 0,9%, непродовольственных товаров увеличился – на 5,8%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе 2024г. приходится на г. Алматы (31,5%), г. Астана (12,4%), Карагандинскую (8,3%) и Восточно-Казахстанскую (6,1%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода в постоянных ценах.