По сравнению с октябрем прошлого года повышение цен отмечено на капусту на 69,1%, виноград – на 46,7%, рис – на 40,3%, апельсины – на 28,1%, морковь – на 22,4%, молоко консервированное – на 22%, воду минеральную – на 21,1%, напитки негазированные – на 21%, молоко пастеризованное – на 17,2%, кефир 2,5% жирности – на 16,3%, сметану – на 15,6%, булочные и мучные изделия – на 14,6%. Снижение же цен наблюдалось на крупу гречневую на 20,1%, масло подсолнечное – на 16,2%, сахар-песок – на 16%.
Уровень цен на товары личного пользования вырос на 16,6%, мебель и предметы домашнего обихода – на 15,2%, моющие и чистящие средства – на 13,9%, посуду – на 13,7%, одежду и обувь – на 12%, строительные материалы – на 8,4%. Дизельное топливо подорожало на 35,1%, бензин – на 13,6%, сжиженный газ в баллонах – на 12,8%.
Цены на услуги санаториев увеличились на 15,7%, организации комплексного отдыха, услуги здравоохранения – по 14,3%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 14,2%, в области отдыха и спортивных мероприятий – на 13,9%, услуги общественного питания – на 11,3%, образования – на 10,1%. Услуги железнодорожного и воздушного пассажирского транспорта подорожали по 7,9%.
Тарифы на вывоз мусора повысились на 32%, водоотведение – на 27,6%, горячую воду – на 16,9%, холодную воду – на 16,4%, электроэнергию – на 12,3%, отопление центральное – на 10,1%, содержание жилья – на 9%.
В региональном разрезе в октябре 2023г. в годовом выражении уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в девяти регионах, из них наибольший – в Акмолинской (12,7%), Северо-Казахстанской (12,1%), Жетісу (11,7%) области.
2023 | 2022 | 2021 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 10,8 | 18,8 | 8,9 |
Абай | 9,7 | 19,5 | … |
Акмолинская | 12,7 | 19,9 | 9,0 |
Актюбинская | 10,5 | 18,4 | 9,2 |
Алматинская | 9,1 | 16,9 | 8,5 |
Атырауская | 10,6 | 17,7 | 9,2 |
Западно-Казахстанская | 10,4 | 18,4 | 8,6 |
Жамбылская | 11,3 | 16,8 | 9,0 |
Жетісу | 11,7 | 18,4 | … |
Карагандинская | 11,4 | 19,4 | 9,6 |
Костанайская | 10,7 | 18,5 | 8,6 |
Кызылординская | 10,3 | 18,3 | 8,8 |
Мангистауская | 10,3 | 22,7 | 9,9 |
Павлодарская | 10,6 | 18,1 | 8,7 |
Северо-Казахстанская | 12,1 | 18,6 | 8,7 |
Туркестанская | 11,2 | 17,7 | 9,6 |
Ұлытау | 11,4 | 19,6 | … |
Восточно-Казахстанская | 10,9 | 19,0 | 8,8 |
г. Астана | 9,9 | 21,8 | 8,6 |
г. Алматы | 11,1 | 18,8 | 8,8 |
г. Шымкент | 9,7 | 18,5 | 8,6 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (4 процентных пункта), жилищные услуги (1,5 процентных пункта), одежда и обувь (1,1 процентных пункта).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 12,6%, мясо и мясопродукты – на 7,7% и внесли основной вклад в инфляцию 0,9 и 1 процентных пункта, соответственно. Удорожание молочных продуктов на 14,6% и внесли вклад в 0,6 п.п., безалкогольных напитков (на 14%) – в 0,3 п.п., фруктов и овощей (на 13,7%) – в 0,7 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 10,3%, а их вклад в инфляцию составил 1,5 процентных пункта. В октябре 2023 года по сравнению с октябрем прошлого года электроэнергия стала выше на 12,3% и внесла вклад в годовую инфляцию в 0,3 процентных пункта, услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 9,6%) – в 0,2 процентных пункта.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 10,4 | 4,301 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 12,6 | 0,903 |
Мясо и мясопродукты | 7,7 | 0,949 |
Молочные продукты | 14,6 | 0,551 |
Яйца | 12,8 | 0,145 |
Масла и жиры | -1,3 | -0,027 |
Фрукты и овощи | 13,7 | 0,702 |
Сахар | -15,1 | -0,131 |
Безалкогольные напитки | 14,0 | 0,303 |
Непродовольственные товары | 11,1 | 3,241 |
Одежда | 11,4 | 0,727 |
Обувь | 13,4 | 0,409 |
Моющие средства | 13,9 | 0,214 |
Бензин | 13,6 | 0,324 |
Товары личного пользования | 16,6 | 0,489 |
Платные услуги | 11,0 | 3,218 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 10,3 | 1,489 |
оплата за содержание жилища | 9,0 | 0,083 |
аренда жилья | 4,5 | 0,112 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 9,6 | 0,233 |
холодная вода | 16,4 | 0,089 |
горячая вода | 16,9 | 0,066 |
вывоз мусора | 32,0 | 0,092 |
водоотведение | 27,6 | 0,064 |
электроэнергия | 12,3 | 0,284 |
газ | 10,4 | 0,131 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
9,9 | 0,101 |
сжиженный | 12,8 | 0,030 |
отопление центральное | 10,1 | 0,126 |
твердое топливо | 11,6 | 0,197 |
домофон | 6,5 | 0,012 |
Октябрь | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продовольственные товары | непродовольственные товары | платные услуги | |
2018 | 0,4 | 0,3 | 0,7 | 0,2 |
2019 | 0,6 | 0,9 | 0,5 | 0,2 |
2020 | 0,6 | 0,8 | 0,6 | 0,4 |
2021 | 0,7 | 0,7 | 1,0 | 0,5 |
2022 | 1,6 | 1,4 | 1,7 | 1,7 |
2023 | 0,7 | 0,5 | 0,8 | 0,8 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за их доставку.