По сравнению с июлем прошлого года повышение цен отмечено на рис на 44,3%, капусту – на 27,5%, воду минеральную – на 25,9%, сметану – на 22,4%, кефир 2,5% жирности – на 21,9%, булочные и мучные изделия – на 21,4%, макаронные изделия – на 21,1%, молоко пастеризованное – на 20,8%, яйца – на 20,2%, сахар-рафинад – на 18,8%, крупу овсяную – на 18,5%, крупу манную – на 17,7%, масло сливочное – на 16,1%, хлеб ржано-пшеничный – на 12,7%. Снижение же цен наблюдалось на сахар-песок на 17,4%, крупу гречневую – на 10,5%, масло подсолнечное – на 4,7%, морковь – на 3,4%, картофель – на 1,3%.
Уровень цен на канцелярские товары вырос на 64,4%, моющие и чистящие средства – на 32,7%, товары личного пользования – на 21,9%, мебель и предметы домашнего обихода – на 19,6%, посуду – на 17,2%, одежду и обувь – на 15,2%, строительные материалы – на 11,5%. Дизельное топливо подорожало на 36%.
Стоимость аренды жилья повысилась на 25,2%. Цены на организацию комплексного отдыха увеличились на 19%, услуги санаториев – на 18,8%, в области отдыха и спортивных мероприятий – на 17,6%, здравоохранения – на 16,1%, услуги парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 15,4%, общественного питания – на 15,3%, образования – на 13%, гостиниц – на 12,4%. Услуги воздушного пассажирского транспорта подорожали на 10,5%, железнодорожного – на 9,5%.
Тарифы на вывоз мусора повысились на 36,9%, содержание жилья – на 20%, газ сжиженный (в баллонах) – на 14,5%, электроэнергию – на 10,5%, центральное отопление – на 10,1%, водоотведение – на 9,7%, горячую воду – на 6,2%.
В региональном разрезе в июле 2023г. в годовом выражении наибольший уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в г.Астана, Ұлытау, Северо-Казахстанской области (по 15,4%), Акмолинской (14,7%), Мангистауской (14,6%), Жетісу (14,3%), г.Алматы (14,2%).
2023 | 2022 | 2021 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 14,0 | 15,0 | 8,4 |
Абай | 13,4 | 15,5 | … |
Акмолинская | 14,7 | 16,0 | 8,7 |
Актюбинская | 13,2 | 15,4 | 8,9 |
Алматинская | 12,7 | 13,4 | 8,3 |
Атырауская | 11,8 | 16,0 | 8,8 |
Западно-Казахстанская | 13,7 | 15,0 | 8,2 |
Жамбылская | 13,7 | 14,0 | 8,4 |
Жетісу | 14,3 | 14,9 | … |
Карагандинская | 13,7 | 15,3 | 8,7 |
Костанайская | 13,8 | 15,0 | 8,3 |
Кызылординская | 14,0 | 14,7 | 8,3 |
Мангистауская | 14,6 | 17,9 | 9,1 |
Павлодарская | 13,4 | 14,7 | 9,2 |
Северо-Казахстанская | 15,4 | 14,8 | 8,1 |
Туркестанская | 13,9 | 15,7 | 8,8 |
Ұлытау | 15,4 | 15,7 | … |
Восточно-Казахстанская | 14,0 | 15,6 | 8,5 |
г. Астана | 15,4 | 15,3 | 7,9 |
г. Алматы | 14,2 | 14,9 | 7,7 |
г. Шымкент | 13,6 | 14,4 | 8,4 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (5,4 процентных пункта), жилищные услуги (1,9 процентных пункта), одежда и обувь (1,4 процентных пункта), разные товары и услуги (1,2 процентных пункта).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 18,3%, мясо и мясопродукты – на 11,2% и внесли основной вклад в инфляцию 1,3 и 1,4 процентных пункта. Удорожание молочных продуктов на 20,6% внесли вклад в 0,8 п.п., фруктов и овощей (на 9,2%) – в 0,5 п.п., безалкогольных напитков (на 17,7%) – в 0,4 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 14,9%, а их вклад в инфляцию составил 1,9 процентных пункта. В июле 2023 года арендная плата за жилье стала выше на 25,2% по сравнению с июлем прошлого года и внесла вклад в годовую инфляцию в 0,6% процентных пункта, услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 11,7%) – в 0,3 процентных пункта.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 13,5 | 5,778 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 18,3 | 1,321 |
Мясо и мясопродукты | 11,2 | 1,363 |
Молочные продукты | 20,6 | 0,775 |
Яйца | 20,2 | 0,230 |
Масла и жиры | 6,0 | 0,137 |
Фрукты и овощи | 9,2 | 0,465 |
Сахар | -16,1 | -0,138 |
Безалкогольные напитки | 17,7 | 0,383 |
Непродовольственные товары | 15,0 | 4,414 |
Одежда | 14,5 | 0,913 |
Обувь | 16,7 | 0,504 |
Моющие средства | 32,7 | 0,506 |
Бензин | 12,7 | 0,302 |
Товары личного пользования | 21,9 | 0,644 |
Платные услуги | 13,6 | 3,754 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 14,9 | 1,939 |
оплата за содержание жилища | 20,0 | 0,184 |
аренда жилья | 25,2 | 0,628 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 11,7 | 0,283 |
холодная вода | 5,2 | 0,028 |
горячая вода | 6,2 | 0,024 |
вывоз мусора | 36,9 | 0,106 |
водоотведение | 9,7 | 0,023 |
электроэнергия | 10,5 | 0,242 |
газ | 6,5 | 0,081 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям | 4,6 | 0,047 |
сжиженный | 14,5 | 0,034 |
отопление центральное | 10,1 | 0,126 |
твердое топливо | 12,0 | 0,204 |
домофон | 5,3 | 0,010 |
Июль | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продовольственные товары | непродовольственные товары | платные услуги | |
2018 | 0,1 | -0,4 | 0,4 | 0,5 |
2019 | 0,2 | 0,1 | 0,3 | 0,1 |
2020 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
2021 | 0,7 | 0,7 | 0,5 | 0,8 |
2022 | 1,1 | 1,0 | 1,5 | 0,8 |
2023 | 0,6 | 0,1 | 0,7 | 1,0 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за
их доставку.