По сравнению с июнем прошлого года повышение цен отмечено на рис на 47,6%, огурцы – на 33,4%, сахар-рафинад – на 32,2%, воду минеральную – на 29,1%, крупу овсяную – на 24,3%, макаронные изделия – на 24,1%, булочные и мучные изделия – на 24%, яйца – на 23,1%, сметану – на 23%, кефир 2,5% жирности – на 22,6%, крупу манную – на 22,5%, молоко пастеризованное – на 21,6%, лук репчатый – на 18,7%, масло сливочное – на 16,6%, хлеб ржано-пшеничный – на 15,6%. Снижение же цен наблюдалось на капусту на 13,8%, сахар-песок – на 11,5%, морковь – на 9,5%, картофель – на 9,1%.
Уровень цен на канцелярские товары вырос на 67,7%, моющие и чистящие средства – на 36,2%, товары личного пользования – на 24,6%, мебель и предметы домашнего обихода – на 20,3%, посуду – на 18%, одежду и обувь – на 15,7%, строительные материалы – на 13,5%. Дизельное топливо подорожало на 36,1%.
Стоимость аренды жилья повысилась на 25,4%. Цены на организацию комплексного отдыха увеличились на 24,3%, услуги санаториев – на 20%, в области отдыха и спортивных мероприятий – на 16,9%, общественного питания – на 16,6%, услуги парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 15,1%, здравоохранения – на 14,8%, образования – на 14%, гостиниц – на 12,6%. Услуги железнодорожного пассажирского транспорта подорожали на 26,5%, воздушного – на 22%.
Тарифы на вывоз мусора повысились на 31%, содержание жилья – на 21,4%, центральное отопление – на 10,1%, электроэнергию – на 8,6%, горячую воду – на 5,3%.
В региональном разрезе в июне 2023г. в годовом выражении наибольший уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в Северо-Казахстанской, Ұлытау (по 15,9%), Акмолинской области, г.Астана (по 15,8%), Мангистауской области (15,6%), Восточно-Казахстанской (15,3%), Павлодарской (15%), Абай, Жетісу, Костанайской (по 14,7%).
2023 | 2022 | 2021 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 14,6 | 14,5 | 7,9 |
Абай | 14,7 | 14,3 | … |
Акмолинская | 15,8 | 15,3 | 8,1 |
Актюбинская | 14,4 | 14,5 | 8,6 |
Алматинская | 13,0 | 14,3 | 7,7 |
Атырауская | 13,7 | 14,1 | 8,8 |
Западно-Казахстанская | 14,6 | 14,4 | 7,8 |
Жамбылская | 14,5 | 13,7 | 7,7 |
Жетісу | 14,7 | 15,0 | … |
Карагандинская | 14,0 | 15,5 | 8,3 |
Костанайская | 14,7 | 14,2 | 8,1 |
Кызылординская | 14,5 | 14,1 | 7,8 |
Мангистауская | 15,6 | 17,0 | 8,9 |
Павлодарская | 15,0 | 13,8 | 8,3 |
Северо-Казахстанская | 15,9 | 14,2 | 7,9 |
Туркестанская | 14,4 | 15,7 | 8,1 |
Ұлытау | 15,9 | 15,3 | … |
Восточно-Казахстанская | 15,3 | 14,3 | 8,3 |
г. Астана | 15,8 | 14,6 | 7,3 |
г. Алматы | 14,4 | 14,2 | 7,4 |
г. Шымкент | 14,1 | 13,9 | 7,9 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (6 процентных пункта), жилищные услуги (1,9 процентных пункта), одежда и обувь (1,4 процентных пункта), разные товары и услуги (1,3 процентных пункта).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 21,1%, мясо и мясопродукты – на 12,4% и внесли основной вклад в инфляцию по 1,5 процентных пункта. Удорожание молочных продуктов на 21,9% внесли вклад в 0,8 п.п., безалкогольных напитков (на 19,4%), фруктов и овощей (на 6,5%) – по 0,4 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 14,6%, а их вклад в инфляцию составил 1,9 процентных пункта. В июне 2023 года арендная плата за жилье стала выше на 25,4% по сравнению с июнем прошлого года и внесла вклад в годовую инфляцию в 0,6% процентных пункта, услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 12,8 %) – в 0,3 процентных пункта.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 14,6 | 6,288 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 21,1 | 1,504 |
Мясо и мясопродукты | 12,4 | 1,487 |
Молочные продукты | 21,9 | 0,817 |
Яйца | 23,1 | 0,260 |
Масла и жиры | 8,4 | 0,189 |
Фрукты и овощи | 6,5 | 0,394 |
Сахар | -10,0 | -0,083 |
Безалкогольные напитки | 19,4 | 0,417 |
Непродовольственные товары | 15,8 | 4,595 |
Одежда | 15,0 | 0,939 |
Обувь | 17,0 | 0,505 |
Моющие средства | 36,2 | 0,549 |
Бензин | 12,0 | 0,282 |
Товары личного пользования | 24,6 | 0,718 |
Платные услуги | 13,3 | 3,693 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 14,6 | 1,875 |
оплата за содержание жилища | 21,4 | 0,194 |
аренда жилья | 25,4 | 0,628 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 12,8 | 0,307 |
холодная вода | 5,0 | 0,027 |
горячая вода | 5,3 | 0,021 |
вывоз мусора | 31,0 | 0,088 |
водоотведение | 9,2 | 0,021 |
электроэнергия | 8,6 | 0,198 |
газ | 3,5 | 0,043 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
2,4 | 0,024 |
сжиженный | 8,1 | 0,019 |
отопление центральное | 10,1 | 0,124 |
твердое топливо | 12,5 | 0,211 |
домофон | 6,9 | 0,013 |
Июнь | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродовольственные товары | платные услуги | |
2018 | 0,2 | -0,1 | 0,4 | 0,3 |
2019 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,2 |
2020 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,2 |
2021 | 1,1 | 1,7 | 0,8 | 0,7 |
2022 | 1,6 | 1,9 | 1,9 | 0,8 |
2023 | 0,5 | 0,2 | 0,7 | 0,6 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за
их доставку.