По сравнению с маем прошлого года повышение цен отмечено на огурцы на 53,4%, рис – на 44,9%, сахар-рафинад – на 42,7%, молоко консервированное – на 42,6%, лук репчатый – на 31,9%, помидоры – на 30,4%, яйца – на 29,3%, воду минеральную – на 28,5%, макаронные изделия – на 27,7%, булочные и мучные изделия – на 27,4%, крупу овсяную – на 26,9%, крупу манную – 24,5%, сметану – на 24,3%, кефир 2,5% жирности – на 23,7%, молоко пастеризованное – на 23,2%. Снижение же цен наблюдалось на капусту, морковь по 19,1%.
Уровень цен на канцелярские товары вырос на 67,5%, моющие и чистящие средства – на 40,5%, товары личного пользования – на 27,8%, мебель и предметы домашнего обихода – на 24,6%, посуду – на 19,5%, одежду и обувь – на 16,4%, строительные материалы – на 15,7%. Дизельное топливо подорожало на 35,8%.
Аренда жилья повысилась на 25,7%. Цены на организацию комплексного отдыха увеличились на 21%, услуги санаториев – на 16,9%, общественного питания – на 16,7%, в области отдыха и спортивных мероприятий – на 16,5%, услуги парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 16%, здравоохранения – на 15,8%, образования – на 14,1%, гостиниц – на 12,9%. Услуги воздушного пассажирского транспорта подорожали на 28,9%, железнодорожного – на 28,6%.
Тарифы на вывоз мусора повысились на 29,5%, содержание жилья – на 19,9%, центральное отопление – на 10%, электроэнергию – на 8,6%, горячую воду – на 6,4%.
В региональном разрезе в мае 2023г. в годовом выражении наибольший уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в Акмолинской, Мангистауской области (по 17,6%), Северо-Казахстанской (17,3%), Жетісу (16,7%), г.Астана (16,6%), в области Ұлытау (16,5%), Актюбинской, Павлодарской (по 16,2%), Западно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской (по 16,1%), Восточно-Казахстанской (16%).
2023 | 2022 | 2021 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 15,9 | 14,0 | 7,2 |
Абай | 15,7 | … | … |
Акмолинская | 17,6 | 13,9 | 7,7 |
Актюбинская | 16,2 | 13,9 | 8,1 |
Алматинская | 14,8 | 13,4 | 7,2 |
Атырауская | 15,9 | 13,1 | 7,8 |
Западно-Казахстанская | 16,1 | 13,5 | 7,2 |
Жамбылская | 15,6 | 13,1 | 7,4 |
Жетісу | 16,7 | … | … |
Карагандинская | 15,4 | 14,8 | 7,8 |
Костанайская | 16,1 | 13,5 | 7,0 |
Кызылординская | 16,1 | 13,1 | 7,5 |
Мангистауская | 17,6 | 15,2 | 8,3 |
Павлодарская | 16,2 | 13,6 | 7,3 |
Северо-Казахстанская | 17,3 | 13,4 | 7,1 |
Туркестанская | 15,3 | 15,4 | 7,3 |
Ұлытау | 16,5 | … | … |
Восточно-Казахстанская | 16,0 | 14,5 | 7,3 |
г. Астана | 16,6 | 14,4 | 6,4 |
г. Алматы | 15,3 | 13,9 | 6,7 |
г. Шымкент | 15,6 | 13,6 | 6,8 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (6,8 процентных пункта), жилищные услуги (1,9 процентных пункта), одежда и обувь (1,5 процентных пункта), разные товары и услуги (1,4 процентных пункта).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 23,4%, мясо и мясопродукты – на 13% и внесли основной вклад в инфляцию 1,7 и 1,6 процентных пункта. Удорожание молочных продуктов на 23,6% внесли вклад в 0,9 п.п., фруктов и овощей (на 7,6%) – в 0,5 п.п., безалкогольных напитков (на 21,1%) – в 0,5 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 14,9%, а их вклад в инфляцию составил 1,9 процентных пункта. В мае 2023 года арендная плата за жилье стала выше на 25,7% по сравнению с маем прошлого года и внесла вклад в годовую инфляцию в 0,6% процентных пункта, услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 14,4%) – в 0,3 процентных пункта.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 16,5 | 7,122 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 23,4 | 1,67 |
Мясо и мясопродукты | 13,0 | 1,55 |
Молочные продукты | 23,6 | 0,876 |
Яйца | 29,3 | 0,329 |
Масла и жиры | 12,2 | 0,275 |
Фрукты и овощи | 7,6 | 0,547 |
Сахар | 1,0 | 0,011 |
Безалкогольные напитки | 21,1 | 0,451 |
Непродовольственные товары | 17,2 | 4,997 |
Одежда | 15,6 | 0,972 |
Обувь | 18,1 | 0,536 |
Моющие средства | 40,5 | 0,612 |
Бензин | 11,5 | 0,269 |
Товары личного пользования | 27,8 | 0,812 |
Платные услуги | 13,5 | 3,744 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 14,9 | 1,900 |
оплата за содержание жилища | 19,9 | 0,181 |
аренда жилья | 25,7 | 0,634 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 14,4 | 0,344 |
холодная вода | 4,4 | 0,023 |
горячая вода | 6,4 | 0,025 |
вывоз мусора | 29,5 | 0,084 |
водоотведение | 7,7 | 0,018 |
электроэнергия | 8,6 | 0,198 |
газ | 3,1 | 0,038 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
2,4 | 0,024 |
сжиженный | 5,9 | 0,014 |
отопление центральное | 10,0 | 0,124 |
твердое топливо | 13,0 | 0,218 |
домофон | 7,1 | 0,013 |
Май | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродовольственные товары | платные услуги | |
2018 | 0,2 | 0,1 | 0,4 | 0,2 |
2019 | 0,6 | 0,9 | 0,5 | 0,2 |
2020 | 0,5 | 1,2 | 0,4 | -0,3 |
2021 | 0,7 | 0,8 | 0,6 | 0,7 |
2022 | 1,4 | 1,7 | 1,4 | 0,8 |
2023 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,7 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за
их доставку.