По сравнению с апрелем прошлого года повышение цен отмечено на сахар-рафинад на 51,7%, огурцы – на 50,9%, молоко консервированное – на 44,5%, рис – на 43,9%, лук репчатый – на 35,3%, сметану – на 33,5%, воду минеральную – на 31,4%, макаронные изделия – на 30,5%, булочные и мучные изделия – на 30,4%, крупу овсяную – на 29,6%, крупу манную, перловую – по 28%, помидоры – на 25,7%, молоко пастеризованное – на 24,5%. Снижение же цен наблюдалось на капусту на 53,4%.
Уровень цен на канцелярские товары вырос на 68,5%, моющие и чистящие средства – на 44,7%, товары личного пользования – на 31,7%, мебель и предметы домашнего обихода – на 24,5%, посуду – на 20,5%, строительные материалы – на 18,3%, одежду и обувь – на 16,6%. Дизельное топливо подорожало на 34,9%.
Аренда жилья повысилась на 27,1%. Цены на организацию комплексного отдыха увеличились на 20%, услуги парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 17,4%, услуги общественного питания – на 17,2%, здравоохранения – на 15,7%, услуги в области отдыха и спортивных мероприятий – на 15,1%, санаториев – на 15%, образования – на 14,6%, гостиниц – на 14%. Услуги железнодорожного пассажирского транспорта подорожали на 26,9%, воздушного – на 24,2%.
Тарифы на вывоз мусора повысились на 22,4%, содержание жилья – на 19,9%, центральное отопление – на 10%, электроэнергию, горячую воду – по 8,6%.
В региональном разрезе в апреле 2023г. в годовом выражении наибольший уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в Мангистауской области (19,1%), Северо-Казахстанской (17,9%), Павлодарской (17,8%), Жетісу (17,7%), г.Астана, Акмолинской, Западно-Казахстанской области (по 17,6%), Ұлытау (17,5%), Актюбинской (17%), Атырауской, Карагандинской, Костанайской (по 16,9%).
2023 | 2022 | 2021 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 16,8 | 13,2 | 7,0 |
Абай | 16,4 | … | … |
Акмолинская | 17,6 | 13,8 | 7,3 |
Актюбинская | 17,0 | 13,5 | 8,0 |
Алматинская | 16,0 | 12,4 | 7,0 |
Атырауская | 16,9 | 12,0 | 7,5 |
Западно-Казахстанская | 17,6 | 12,2 | 7,0 |
Жамбылская | 15,7 | 13,2 | 6,9 |
Жетісу | 17,7 | … | … |
Карагандинская | 16,9 | 13,5 | 7,2 |
Костанайская | 16,9 | 12,6 | 7,0 |
Кызылординская | 16,8 | 12,4 | 6,9 |
Мангистауская | 19,1 | 13,9 | 7,9 |
Павлодарская | 17,8 | 12,5 | 6,9 |
Северо-Казахстанская | 17,9 | 12,7 | 7,1 |
Туркестанская | 15,7 | 15,5 | 7,2 |
Ұлытау | 17,5 | … | … |
Восточно-Казахстанская | 16,7 | 13,7 | 7,6 |
г. Астана | 17,6 | 14,0 | 6,1 |
г. Алматы | 16,4 | 13,2 | 6,4 |
г. Шымкент | 16,0 | 12,5 | 7,0 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (7,4 процентных пункта), жилищные услуги (1,9 процентных пункта), разные товары и услуги (1,6 процентных пункта), одежда и обувь (1,5 процентных пункта).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 26,3%, мясо и мясопродукты – на 13,1% и внесли основной вклад в инфляцию 1,8 и 1,6 процентных пункта. Удорожание молочных продуктов на 26,9% внесли вклад в 1 п.п., фруктов и овощей (на 7,8%) – в 0,6 п.п., безалкогольных напитков (на 22,7%) – в 0,5 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 15,3%, а их вклад в инфляцию составил 1,9 процентных пункта. В апреле 2023 года арендная плата за жилье стала выше на 27,1% по сравнению с апрелем прошлого года и внесла вклад в годовую инфляцию в 0,7% процентных пункта, услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 16,3%) – в 0,4 процентных пункта.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 17,9 | 7,703 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 26,3 | 1,847 |
Мясо и мясопродукты | 13,1 | 1,552 |
Молочные продукты | 26,9 | 0,992 |
Яйца | 23,7 | 0,264 |
Масла и жиры | 14,9 | 0,334 |
Фрукты и овощи | 7,8 | 0,637 |
Сахар | 7,1 | 0,063 |
Безалкогольные напитки | 22,7 | 0,483 |
Непродовольственные товары | 18,2 | 5,305 |
Одежда | 15,8 | 0,986 |
Обувь | 18,4 | 0,539 |
Моющие средства | 44,7 | 0,669 |
Бензин | 9,9 | 0,231 |
Товары личного пользования | 31,7 | 0,919 |
Платные услуги | 13,7 | 3,772 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 15,3 | 1,944 |
оплата за содержание жилища | 19,9 | 0,179 |
аренда жилья | 27,1 | 0,665 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 16,3 | 0,387 |
холодная вода | 3,8 | 0,020 |
горячая вода | 8,6 | 0,033 |
вывоз мусора | 22,4 | 0,063 |
водоотведение | 7,1 | 0,016 |
электроэнергия | 8,7 | 0,197 |
газ | 2,7 | 0,033 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
2,4 | 0,024 |
сжиженный | 3,8 | 0,009 |
отопление центральное | 10,0 | 0,123 |
твердое топливо | 12,9 | 0,215 |
домофон | 7,3 | 0,013 |
Апрель | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродовольственные товары | платные услуги | |
2018 | 0,4 | 0,6 | 0,4 | 0,2 |
2019 | 0,5 | 0,9 | 0,4 | 0,1 |
2020 | 0,9 | 1,9 | 0,3 | 0,1 |
2021 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 0,5 |
2022 | 2,0 | 3,1 | 1,2 | 1,0 |
2023 | 0,9 | 0,9 | 1,3 | 0,4 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за
их доставку.