По сравнению с мартом прошлого года повышение цен отмечено на лук репчатый на 55,1%, молоко консервированное – на 47,1%, рис – на 43,8%, огурцы – на 40,9%, макаронные изделия – на 35,1%, булочные и мучные изделия, сметану – по 34,9%, муку – на 33,2%, воду минеральную – на 32,8%, крупу овсяную – на 32,1%, крупу перловую – на 31,1%, сельдь соленую – на 30,4%. Снижение же цен наблюдалось на капусту на 51,1%.
Уровень цен на канцелярские товары вырос на 72,8%, моющие и чистящие средства – на 47,8%, товары личного пользования – на 37%, мебель и предметы домашнего обихода – на 25,9%, посуду – на 21,6%, строительные материалы – на 21,5%, одежду и обувь – на 17,9%. Дизельное топливо подорожало на 15,9%.
Аренда жилья повысилась на 30,8%. Цены на услуги общественного питания увеличились на 20,4%, организации комплексного отдыха, услуги парикмахерских и заведений личного обслуживания – по 19,2%, здравоохранения – на 17,1%, санаториев – на 16,5%, образования – на 15,6%, гостиниц – на 14%. Услуги железнодорожного пассажирского транспорта подорожали на 31,2%, воздушного – на 16,6%.
Тарифы на вывоз мусора повысились на 22,8%, содержание жилья – на 19,6%, центральное отопление – на 9,9%, электроэнергию – на 8,6%, горячую воду – на 7,7%.
В региональном разрезе в марте 2023г. в годовом выражении наибольший уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в Мангистауской области (21,7%), г.Астана (19,9%), Северо-Казахстанской области (18,9%), Акмолинской (18,8%), Восточно-Казахстанской, Павлодарской (по 18,7%), Западно-Казахстанской, Карагандинской (по 18,5%), Атырауской, Кызылординской и Ұлытау (по 18,3%).
| 2023 | 2022 | 2021 | |
|---|---|---|---|
| Республика Казахстан | 18,1 | 12,0 | 7,0 |
| Абай | 17,8 | ... | ... |
| Акмолинская | 18,8 | 12,6 | 7,5 |
| Актюбинская | 17,7 | 12,9 | 7,1 |
| Алматинская | 16,7 | 11,7 | 7,0 |
| Атырауская | 18,3 | 10,7 | 7,3 |
| Западно-Казахстанская | 18,5 | 10,7 | 7,1 |
| Жамбылская | 17,2 | 11,8 | 7,1 |
| Жетісу | 18,1 | ... | ... |
| Карагандинская | 18,5 | 12,0 | 7,8 |
| Костанайская | 17,9 | 11,9 | 7,0 |
| Кызылординская | 18,3 | 11,1 | 7,0 |
| Мангистауская | 21,7 | 11,9 | 7,7 |
| Павлодарская | 18,7 | 11,4 | 6,6 |
| Северо-Казахстанская | 18,9 | 11,7 | 7,3 |
| Туркестанская | 17,8 | 12,9 | 7,4 |
| Ұлытау | 18,3 | ... | ... |
| Восточно-Казахстанская | 18,7 | 12,0 | 7,4 |
| г. Астана | 19,9 | 12,0 | 6,4 |
| г. Алматы | 17,2 | 12,3 | 6,5 |
| г. Шымкент | 16,6 | 12,4 | 6,7 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (8,4 процентных пункта), жилищные услуги (2,1 процентных пункта), разные товары и услуги (1,8 процентных пункта), одежда и обувь (1,6 процентных пункта), предметы домашнего обихода (1,4 процентных пункта).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 30,4%, мясо и мясопродукты – на 14,7% и внесли основной вклад в инфляцию 2,1 и 1,7 процентных пункта. Удорожание молочных продуктов на 29,1% внесли вклад в 1,1 п.п., фруктов и овощей (на 10,6%) – в 0,8 п.п., безалкогольных напитков (на 25,8%) – в 0,6 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 16,4% и их вклад в инфляцию составил 2,1 процентных пункта. В марте 2023 года арендная плата за жилье стала выше на 30,8% по сравнению с мартом прошлого года и внесла вклад в годовую инфляцию в 0,8 процентных пункта, услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 18,8%) – в 0,4 процентных пункта.
| Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
|---|---|---|
| Продовольственные товары | 20,5 | 8,703 |
| Хлебобулочные изделия и крупы | 30,4 | 2,125 |
| Мясо и мясопродукты | 14,7 | 1,735 |
| Молочные продукты | 29,1 | 1,068 |
| Яйца | 23,4 | 0,260 |
| Масла и жиры | 17,8 | 0,398 |
| Фрукты и овощи | 10,6 | 0,775 |
| Сахар | 14,0 | 0,124 |
| Безалкогольные напитки | 25,8 | 0,548 |
| Непродовольственные товары | 18,1 | 5,316 |
| Одежда | 16,8 | 1,058 |
| Обувь | 20,1 | 0,586 |
| Моющие средства | 47,8 | 0,713 |
| Бензин | 0,1 | 0,001 |
| Товары личного пользования | 37,0 | 1,073 |
| Платные услуги | 14,4 | 3,998 |
| Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 16,4 | 2,071 |
| оплата за содержание жилища | 19,6 | 0,176 |
| аренда жилья | 30,8 | 0,752 |
| обслуживание и ремонт жилых помещений | 18,8 | 0,443 |
| холодная вода | 3,8 | 0,020 |
| горячая вода | 7,7 | 0,029 |
| вывоз мусора | 22,8 | 0,064 |
| водоотведение | 7,1 | 0,016 |
| электроэнергия | 8,6 | 0,196 |
| газ | 2,5 | 0,032 |
|
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
2,4 | 0,024 |
| сжиженный | 3,2 | 0,008 |
| отопление центральное | 9,9 | 0,121 |
| твердое топливо | 12,6 | 0,210 |
| домофон | 6,8 | 0,012 |
| Март | ||||
|---|---|---|---|---|
| товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродовольственные товары | платные услуги | |
| 2018 | 0,5 | 0,8 | 0,5 | 0,2 |
| 2019 | 0,5 | 1,0 | 0,3 | 0,2 |
| 2020 | 0,9 | 1,7 | 0,4 | 0,5 |
| 2021 | 0,6 | 0,8 | 0,7 | 0,2 |
| 2022 | 3,7 | 5,8 | 2,8 | 1,4 |
| 2023 | 0,9 | 1,1 | 0,8 | 0,8 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за их доставку.