По сравнению с апрелем прошлого года тарифы на холодную воду повысились на 89,1%, водоотведение – на 23,5%, отопление центральное – на 18,7%, вывоз мусора – на 16,2%, горячую воду – на 14,4%, газ, транспортируемый по распределительным сетям – на 13,3%, электроэнергию – на 11,7%, оплату за содержание жилища – на 10,3%.
Цены на услуги организации комплексного отдыха увеличились на 70,1%, услуги связи – на 15,8%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 15%, услуги санаториев – на 14,6%, здравоохранения – на 14,3%, услуги по техническому обслуживанию и ремонту личных автотранспортных средств – на 13,3%, общественного питания – на 12,7%. Проезд железнодорожным пассажирским транспортом подорожал на 24,7%, городским автобусом – на 11,1%, воздушным пассажирским транспортом – на 9,6%. Оплата за аренду жилья повысилась на 15,3%.
Уровень цен на ювелирные изделия и часы вырос на 27,7%, легковые автомобили новые – на 27,1%, аудиовизуальное оборудование – на 23,6%, ковры и другие покрытия для пола – на 14,1%, одежду и обувь – на 11%, крупные бытовые приборы – на 10,9%, мебель и предметы домашнего обихода – на 10,3%. Сжиженный газ в баллонах подорожал на 23,6%, дрова – на 14,6%.
Повышение цен отмечено на картофель на 79%, лук репчатый – на 63,8%, капусту – на 46,8%, масло подсолнечное – на 20,8%, минеральную и питьевую воду – на 16,8%, бананы – на 16,7%, помидоры – на 14,1%, кондитерские изделия – на 13,5%, говядину – на 13,2%, алкогольные напитки и табачные изделия – на 12,7%, прохладительные напитки – на 12%, масло сливочное, изделия из теста – по 11,4%, баранину, рыбу и морепродукты – по 11,1%, фруктовые и овощные соки – на 10,6%, огурцы – на 10%. Снижение же цен наблюдалось на крупу гречневую на 15,1%, рис – на 6,9%, яйца – на 5,6%.
В региональном разрезе в апреле 2025 года уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в пяти регионах, из них наибольший – в г.Астана (13,8%), Карагандинской (12,8%), Акмолинской (11,8%) областях.
2025 | 2024 | 2023 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 10,7 | 8,7 | 16,8 |
Абай | 10,4 | 8,1 | 16,4 |
Акмолинская | 11,8 | 9,0 | 17,6 |
Актюбинская | 10,1 | 8,6 | 17,0 |
Алматинская | 8,5 | 6,2 | 16,0 |
Атырауская | 10,2 | 8,9 | 16,9 |
Западно-Казахстанская | 11,2 | 8,1 | 17,6 |
Жамбылская | 8,8 | 8,1 | 15,7 |
Жетісу | 8,7 | 9,3 | 17,7 |
Карагандинская | 12,8 | 10,6 | 16,9 |
Костанайская | 9,4 | 8,4 | 16,9 |
Кызылординская | 9,7 | 7,9 | 16,8 |
Мангистауская | 10,1 | 10,5 | 19,1 |
Павлодарская | 7,6 | 9,0 | 17,8 |
Северо-Казахстанская | 10,6 | 9,5 | 17,9 |
Туркестанская | 10,5 | 7,1 | 15,7 |
Ұлытау | 10,6 | 8,2 | 17,5 |
Восточно-Казахстанская | 10,5 | 9,6 | 16,7 |
г. Астана | 13,8 | 9,5 | 17,6 |
г. Алматы | 11,6 | 9,1 | 16,4 |
г. Шымкент | 9,7 | 8,8 | 16,0 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (3,3 процентных пункта), жилищные услуги (1,8 процентных пункта), здравоохранение (1,4 процентных пункта).
Услуги ЖКХ за год подорожали на 15,8%, а их вклад в инфляцию составил 1,8 процентных пункта. В апреле 2025 года по сравнению с апрелем прошлого года тарифы на аренду жилья стали выше на 15,3% и внесли вклад в 0,5 п.п., тарифы на холодную воду (на 89,1%) – в 0,4 п.п., обслуживание и ремонт жилых помещений (на 6%) – в 0,2 процентных пункта в годовую инфляцию.
За год цены на мясо и мясопродукты повысились на 9,1%, фрукты и овощи – на 15,2% и внесли основной вклад в инфляцию в 1 и 0,9 процентных пункта, соответственно. Удорожание масел и жиров на 14,2%, молочных продуктов – на 6,2% внесло вклад по 0,3 п.п., безалкогольных напитков (на 10,2%), хлебобулочных изделий и круп (на 3,1%) – по 0,2 процентных пункта в годовую инфляцию.
В годовом выражении одежда подорожала на 10,5%, обувь – на 12% и внесли вклад в инфляцию в 0,6 и 0,4 процентных пунктов, соответственно.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 8,5 | 3,522 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 3,1 | 0,215 |
Мясо и мясопродукты | 9,1 | 1,043 |
Молочные продукты | 6,2 | 0,263 |
Яйца | -5,6 | -0,078 |
Масла и жиры | 14,2 | 0,337 |
Фрукты и овощи | 15,2 | 0,920 |
Сахар | -0,7 | -0,007 |
Безалкогольные напитки | 10,2 | 0,204 |
Непродовольственные товары | 8,9 | 2,645 |
Одежда | 10,5 | 0,647 |
Обувь | 12,0 | 0,365 |
Моющие средства | 1,6 | 0,022 |
Бензин | 2,2 | 0,105 |
Товары личного пользования | 5,8 | 0,179 |
Платные услуги | 15,7 | 4,507 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 15,8 | 1,822 |
оплата за содержание жилища | 10,3 | 0,054 |
аренда жилья | 15,3 | 0,529 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 6,3 | 0,192 |
холодная вода | 89,1 | 0,426 |
горячая вода | 14,4 | 0,037 |
вывоз мусора | 16,2 | 0,048 |
водоотведение | 23,5 | 0,043 |
электроэнергия | 11,7 | 0,148 |
газ | 15,0 | 0,131 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
13,3 | 0,098 |
сжиженный | 23,6 | 0,033 |
отопление центральное | 18,7 | 0,129 |
твердое топливо | 10,0 | 0,074 |
домофон | 12,3 | 0,011 |
Апрель | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродоволь-ственные товары | платные услуги | |
2021 |
0,9 | 1,0 | 1,0 | 0,5 |
2022 |
2,0 | 3,1 | 1,2 | 1,0 |
2023 |
0,9 | 0,9 | 1,3 | 0,4 |
2024 |
0,6 | 0,3 | 0,7 | 0,7 |
2025 |
1,2 | 1,1 | 0,6 | 1,9 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за их доставку.