По сравнению с январем прошлого года тарифы на холодную воду повысились на 43,2%, водоотведение – на 26,1%, отопление центральное – на 23,1%, горячую воду – на 21,3%, электроэнергию – на 18,9%, газ, транспортируемый по распределительным сетям – на 12%, вывоз мусора – на 10,3%.
Цены на услуги организации комплексного отдыха увеличились на 26%, связи – на 16,8%, услуги здравоохранения – на 12%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 11,9%, услуги по техническому обслуживанию и ремонту личных автотранспортных средств – на 11,4%, общественного питания – на 10,9%, в области отдыха и спортивных мероприятий – на 9,3%. Проезд железнодорожным пассажирским транспортом подорожал на 18,6%, городским автобусом – на 10,5%, воздушным пассажирским транспортом – на 7,2%. Оплата за аренду жилья повысилась на 15,3%.
Уровень цен на аудиовизуальное оборудование вырос на 41,5%, ювелирные изделия и часы – на 24,9%, легковые автомобили отечественной сборки новые – на 22,9%, одежду и обувь – на 10,6%, мебель и предметы домашнего обихода – на 10,3%, фармацевтическую продукцию – на 8,6%. Дрова подорожали на 15,4%, сжиженный газ в баллонах – на 10,2%, уголь каменный – на 8,6%.
Повышение цен отмечено на картофель на 59,3%, лук репчатый – на 25,1%, минеральную и питьевую воду на 16,7%, табачные изделия – на 14,6%, кондитерские изделия – на 13,3%, масло сливочное – на 13%, прохладительные напитки – на 12,3%, рыбу переработанную и консервированную – на 11,9%, фруктовые и овощные соки – на 11%. Снижение же цен наблюдалось на крупу гречневую на 21,6%, морковь – на 5,3%.
В региональном разрезе в январе 2025 года уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в двенадцати регионах, из них наибольший – в г.Астана (11,2%), Карагандинской (9,9%), Западно-Казахстанской (9,7%), Северо-Казахстанской (9,6%) областях.
2025 | 2024 | 2023 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 8,9 | 9,5 | 20,7 |
Абай | 9,0 | 9,6 | 21,0 |
Акмолинская | 9,5 | 9,8 | 21,8 |
Актюбинская | 9,3 | 8,6 | 20,7 |
Алматинская | 6,6 | 8,5 | 18,0 |
Атырауская | 9,2 | 10,1 | 19,9 |
Западно-Казахстанская | 9,7 | 8,9 | 20,6 |
Жамбылская | 7,6 | 9,1 | 20,2 |
Жетісу | 8,4 | 9,9 | 20,5 |
Карагандинская | 9,9 | 11,3 | 20,6 |
Костанайская | 8,1 | 8,9 | 20,7 |
Кызылординская | 9,0 | 8,1 | 20,9 |
Мангистауская | 9,2 | 10,6 | 24,1 |
Павлодарская | 8,1 | 8,9 | 20,6 |
Северо-Казахстанская | 9,6 | 9,5 | 21,7 |
Туркестанская | 7,5 | 9,7 | 21,1 |
Ұлытау | 8,5 | 10,0 | 20,9 |
Восточно-Казахстанская | 9,2 | 10,1 | 20,8 |
г. Астана | 11,2 | 8,8 | 23,8 |
г. Алматы | 9,3 | 9,9 | 20,2 |
г. Шымкент | 7,4 | 9,0 | 20,4 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (2,2 процентных пункта), жилищные услуги (1,7 процентных пунктов), одежда и обувь (1 процентный пункт).
За год цены на фрукты и овощи повысились на 8,8%, мяса и мясопродуктов – на 4,2% и внесли основной вклад в инфляцию по 0,5 процентных пунктов. Удорожание молочных продуктов на 6,3% внесли вклад в 0,3 п.п., масла и жиры (на 8,8%), безалкогольных напитков (на 8,5%), хлебобулочных изделий и круп (на 3,3%) – по 0,2 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 15,2%, а их вклад в инфляцию составил 1,7 процентных пунктов. В январе 2025 года по сравнению с январем прошлого года тарифы на аренду жилья стали выше на 15,3% и внесли вклад в годовую инфляцию в 0,6 п.п., тарифы на холодную воду (на 43,2%), отопление центральное (на 23,1%), электроэнергию (на 18,9%), обслуживание и ремонт жилых помещений (на 5,8%) – по 0,2 процентных пункта.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 5,8 | 2,398 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 3,3 | 0,227 |
Мясо и мясопродукты | 4,2 | 0,492 |
Молочные продукты | 6,3 | 0,267 |
Яйца | -3,1 | -0,044 |
Масла и жиры | 8,8 | 0,195 |
Фрукты и овощи | 8,8 | 0,529 |
Сахар | -2,0 | -0,019 |
Безалкогольные напитки | 8,5 | 0,177 |
Непродовольственные товары | 8,4 | 2,473 |
Одежда | 10,2 | 0,642 |
Обувь | 11,3 | 0,349 |
Моющие средства | 1,4 | 0,019 |
Бензин | 1,0 | 0,045 |
Товары личного пользования | 6,0 | 0,192 |
Платные услуги | 13,8 | 4,001 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 15,2 | 1,740 |
оплата за содержание жилища | 9,8 | 0,052 |
аренда жилья | 15,3 | 0,560 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 5,8 | 0,192 |
холодная вода | 43,2 | 0,209 |
горячая вода | 21,3 | 0,056 |
вывоз мусора | 10,3 | 0,031 |
водоотведение | 26,1 | 0,049 |
электроэнергия | 18,9 | 0,242 |
газ | 11,7 | 0,104 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
12,0 | 0,089 |
сжиженный | 10,2 | 0,015 |
отопление центральное | 23,1 | 0,161 |
твердое топливо | 10,2 | 0,076 |
домофон | 9,0 | 0,008 |
Январь | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродоволь-ственные товары | платные услуги | |
2021 | 0,6 | 1,1 | 0,3 | 0,3 |
2022 | 0,7 | 1,0 | 0,3 | 0,6 |
2023 | 1,1 | 1,4 | 0,9 | 0,7 |
2024 | 0,8 | 1,1 | 0,5 | 0,7 |
2025 | 1,1 | 1,4 | 0,6 | 1,1 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за их доставку.