По сравнению с предыдущим годом тарифы на холодную воду повысились на 43,1%, водоотведение – на 25,7%, отопление центральное – на 22,3%, горячую воду – на 19,2%, электроэнергию – на 18,4%, газ, транспортируемый по распределительным сетям – на 12,1%, вывоз мусора – на 10,3%.
Цены на услуги организации комплексного отдыха увеличились на 23,9%, связи – на 16,8%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 12,5%, услуги здравоохранения – на 11,1%, по техническому обслуживанию и ремонту личных автотранспортных средств – на 10,9%, общественного питания – на 10,4%, услуги в области отдыха и спортивных мероприятий – на 9,5%. Проезд железнодорожным пассажирским транспортом подорожал на 24,9%, городским автобусом – на 11,8%, воздушным пассажирским транспортом – на 10,1%. Оплата за аренду жилья повысилась на 12,3%.
Уровень цен на аудиовизуальное оборудование вырос на 42,2%, легковые автомобили отечественной сборки новые – на 28,2%, ювелирные изделия и часы – на 22,2%, одежду и обувь – на 10,5%, фармацевтическую продукцию, мебель и предметы домашнего обихода – по 10,2%, товары личного пользования – на 6,9%, строительные материалы – на 5,3%. Дрова подорожали на 15,6%, сжиженный газ в баллонах – на 10,1%, уголь каменный – на 8,6%. Снижение цен зафиксировано на мелкие электробытовые приборы на 20,1%, посуду – на 10,3%.
Повышение цен отмечено на табачные изделия – на 15,9%, минеральную и питьевую воду – на 15,3%, кондитерские изделия – на 12,8%, овощи свежие – на 12,4%, прохладительные напитки – на 11,7%, рыбу переработанную и консервированную – на 10,7%, мороженое – на 10,6%, фруктовые и овощные соки – на 10,5%. Снижение же цен наблюдалось на крупу гречневую на 21,4%, морковь – на 8,7%.
В региональном разрезе в 2024 году уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в десяти регионах, из них наибольший – в г.Астана (10,7%) и Карагандинской области (9,6%).
2024 | 2023 | 2022 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 8,6 | 9,8 | 20,3 |
Абай | 9,0 | 9,7 | 20,1 |
Акмолинская | 9,3 | 10,7 | 21,1 |
Актюбинская | 8,7 | 9,3 | 19,8 |
Алматинская | 6,6 | 8,4 | 17,7 |
Атырауская | 8,1 | 9,6 | 19,7 |
Западно-Казахстанская | 8,7 | 9,2 | 20,2 |
Жамбылская | 7,0 | 9,2 | 19,8 |
Жетісу | 8,4 | 10,0 | 19,9 |
Карагандинская | 9,6 | 11,1 | 20,7 |
Костанайская | 7,7 | 9,3 | 20,2 |
Кызылординская | 8,1 | 8,8 | 19,9 |
Мангистауская | 9,2 | 10,6 | 24,0 |
Павлодарская | 7,7 | 9,3 | 20,1 |
Северо-Казахстанская | 9,3 | 10,5 | 20,6 |
Туркестанская | 7,5 | 10,2 | 20,5 |
Ұлытау | 7,7 | 10,5 | 20,8 |
Восточно-Казахстанская | 8,8 | 10,1 | 20,0 |
г. Астана | 10,7 | 9,1 | 23,0 |
г. Алматы | 9,2 | 10,2 | 20,1 |
г. Шымкент | 7,4 | 9,5 | 19,7 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (2,1 процентных пункта), жилищные услуги (1,8 процентных пункта), одежда и обувь (1 процентный пункт).
За год цены на фрукты и овощи повысились на 9,3% и внесли основной вклад в инфляцию в 0,6 процентных пункта. Удорожание мяса и мясопродуктов на 3,4% внесли вклад в 0,4 п.п., безалкогольных напитков (на 8,4%), молочных продуктов (на 6,1%), хлебобулочных изделий и круп (на 3,5%) – по 0,2 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 14,2%, а их вклад в инфляцию составил 1,8 процентных пункта. За прошедший год тарифы на электроэнергию стали выше на 18,4% и внесли вклад в годовую инфляцию в 0,4 п.п., тарифы на аренду жилья (на 12,3%) – в 0,3 п.п., тарифы на холодную воду (на 43,1%), отопление центральное (на 22,3%) – по 0,2 процентных пункта.
Товары и услуги | Темп прироста, в процентах | Вклад в прирост цен, в процентных пунктах |
---|---|---|
Продовольственные товары | 5,5 | 2,344 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 3,5 | 0,233 |
Мясо и мясопродукты | 3,4 | 0,428 |
Молочные продукты | 6,1 | 0,239 |
Яйца | 1,2 | 0,015 |
Масла и жиры | 5,0 | 0,097 |
Фрукты и овощи | 9,3 | 0,604 |
Сахар | -3,2 | -0,038 |
Безалкогольные напитки | 8,4 | 0,175 |
Непродовольственные товары | 8,3 | 2,493 |
Одежда | 10,1 | 0,673 |
Обувь | 11,4 | 0,358 |
Моющие средства | 2,1 | 0,032 |
Бензин | 0,8 | 0,019 |
Товары личного пользования | 6,9 | 0,211 |
Платные услуги | 13,3 | 3,743 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 14,2 | 1,769 |
оплата за содержание жилища | 8,9 | 0,066 |
аренда жилья | 12,3 | 0,332 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 6,0 | 0,135 |
холодная вода | 43,1 | 0,210 |
горячая вода | 19,2 | 0,069 |
вывоз мусора | 10,3 | 0,030 |
водоотведение | 25,7 | 0,057 |
электроэнергия | 18,4 | 0,381 |
газ | 11,7 | 0,129 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
12,1 | 0,111 |
сжиженный | 10,1 | 0,018 |
отопление центральное | 22,3 | 0,207 |
твердое топливо | 10,4 | 0,141 |
домофон | 6,0 | 0,012 |
Декабрь | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродоволь-ственные товары | платные услуги | |
2020 |
0,9 | 1,5 | 0,5 | 0,4 |
2021 |
0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,5 |
2022 |
1,2 | 1,6 | 1,3 | 0,5 |
2023 |
0,8 | 0,9 | 0,5 | 0,8 |
2024 |
0,9 | 1,1 | 0,8 | 0,8 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за их доставку.