По сравнению с маем прошлого года тарифы на водоотведение повысились на 43,9%, холодную воду – на 35,9%, горячую воду – на 35%, отопление центральное – на 33%, электроэнергию – на 31,4%, вывоз мусора – на 31,2%.
Цены на услуги в области здравоохранения увеличились на 14%, сотовой связи, парикмахерских и заведений личного обслуживания – по 12,4%, отдыха и спортивных мероприятий – на 12,1%, ритуальные услуги – на 11,9%, услуги по ремонту жилья – на 10,8%, санаториев, общественного питания – по 9,8%. Проезд в такси подорожал на 11,7%, городским автобусом – на 9,3%, железнодорожным пассажирским транспортом – на 5,9%, междугородним автобусом – на 4%.
Уровень цен на легковые автомобили отечественной сборки новые вырос на 13,4%, фармацевтическую продукцию – на 11,5%, мебель и предметы домашнего обихода – на 11%, одежду и обувь – на 10,8%, товары личного пользования – на 8,9%, строительные материалы – на 6,3%, посуду – на 5,2%. Сжиженный газ в баллонах подорожал на 10,8%.
Повышение цен отмечено на морковь на 18,4%, рис – на 17,4%, минеральную и питьевую воду – на 16,9%, фрукты свежие – на 14,8%, прохладительные напитки – на 13,3%, алкогольные напитки и табачные изделия – на 13,1%, фруктовые и овощные соки – на 11,8%, рыбу свежую – на 11,7%, масло сливочное – на 11,2%, кондитерские изделия – на 10,9%, хлеб пшеничный из муки высшего сорта – на 10,6%. Снижение же цен наблюдалось на лук репчатый на 42,9%, масло подсолнечное – на 24,7%, крупу гречневую – на 23,9%, капусту белокочанную – на 18,1%, сахар-песок – на 4,9%.
В региональном разрезе в мае 2024 года в годовом выражении уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в десяти регионах, из них наибольший – в Карагандинской (10,5%), Мангистауской (10,2%) области, в г. Астана (10,4%).
2024 | 2023 | 2022 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 8,5 | 15,9 | 14,0 |
Абай | 8,1 | 15,7 | ... |
Акмолинская | 8,7 | 17,6 | 13,9 |
Актюбинская | 8,1 | 16,2 | 13,9 |
Алматинская | 5,6 | 14,8 | 13,4 |
Атырауская | 8,6 | 15,9 | 13,1 |
Западно-Казахстанская | 7,9 | 16,1 | 13,5 |
Жамбылская | 7,1 | 15,6 | 13,1 |
Жетісу | 8,7 | 16,7 | ... |
Карагандинская | 10,5 | 15,4 | 14,8 |
Костанайская | 8,4 | 16,1 | 13,5 |
Кызылординская | 7,3 | 16,1 | 13,1 |
Мангистауская | 10,2 | 17,6 | 15,2 |
Павлодарская | 9,0 | 16,2 | 13,6 |
Северо-Казахстанская | 9,2 | 17,3 | 13,4 |
Туркестанская | 6,5 | 15,3 | 15,4 |
Ұлытау | 7,5 | 16,5 | ... |
Восточно-Казахстанская | 9,3 | 16,0 | 14,5 |
г. Астана | 10,4 | 16,6 | 14,4 |
г. Алматы | 9,0 | 15,3 | 13,9 |
г. Шымкент | 7,7 | 15,6 | 13,6 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли жилищные услуги (2,3 процентных пункта), продукты питания и безалкогольные напитки (2,1 процентных пункта), одежда и обувь (1,1 процентных пункта).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 7,5%, мясо и мясопродукты – на 4,7% и внесли основной вклад в инфляцию 0,5 и 0,6 процентных пункта, соответственно. Удорожание молочных продуктов на 6,9%, фруктов и овощей – на 4,2% и внесли вклад по 0,3 п.п., безалкогольных напитков (на 8,3%) – в 0,2 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 17,6%, а их вклад в инфляцию составил 2,3 процентных пункта. В мае 2024 года по сравнению с маем прошлого года отопление стало выше на 33%, аренда жилья – на 10,2% и внесли вклад в годовую инфляцию по 0,3 п.п., соответственно. Электроэнергия подорожала на 31,4%, вклад составил 0,7 п.п., холодная вода (на 35,9%), услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 7,8%) – по 0,2 процентных пункта, соответственно.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 5,5 | 2,330 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 7,5 | 0,509 |
Мясо и мясопродукты | 4,7 | 0,584 |
Молочные продукты | 6,9 | 0,273 |
Яйца | 5,9 | 0,076 |
Масла и жиры | -5,6 | -0,144 |
Фрукты и овощи | 4,2 | 0,315 |
Сахар | -4,6 | -0,055 |
Безалкогольные напитки | 8,3 | 0,173 |
Непродовольственные товары | 7,6 | 2,257 |
Одежда | 10,2 | 0,675 |
Обувь | 12,2 | 0,388 |
Моющие средства | -1,9 | -0,029 |
Бензин | 2,2 | 0,066 |
Товары личного пользования | 8,9 | 0,276 |
Платные услуги | 13,9 | 3,902 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 17,6 | 2,337 |
оплата за содержание жилища | 10,1 | 0,075 |
аренда жилья | 10,2 | 0,305 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 7,8 | 0,199 |
холодная вода | 35,9 | 0,187 |
горячая вода | 35,0 | 0,138 |
вывоз мусора | 31,2 | 0,092 |
водоотведение | 43,9 | 0,102 |
электроэнергия | 31,4 | 0,661 |
газ | 9,4 | 0,105 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
9,1 | 0,085 |
сжиженный | 10,8 | 0,020 |
отопление центральное | 33,0 | 0,329 |
твердое топливо | 9,0 | 0,131 |
домофон | 8,7 | 0,013 |
Май | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродоволь-ственные товары | платные услуги | |
2020 | 0,5 | 1,2 | 0,4 | -0,3 |
2021 | 0,7 | 0,8 | 0,6 | 0,7 |
2022 | 1,4 | 1,7 | 1,4 | 0,8 |
2023 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,7 |
2024 | 0,4 | -0,2 | 0,5 | 1,0 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за
их доставку.