По сравнению с апрелем прошлого года тарифы на водоотведение повысились на 43,6%, холодную воду – на 36,9%, отопление центральное – на 33,5%, горячую воду – на 31%, вывоз мусора – на 30,7%, электроэнергию – на 29%.
Цены на услуги в области отдыха и спортивных мероприятий увеличились на 14,3%, санаториев – на 13,6%, здравоохранения – на 13,2%, сотовой связи – на 12,4%, ритуальные услуги – на 11,9%, услуги парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 11,7%, общественного питания – на 9,3%. Проезд в такси подорожал на 12,1%, городским автобусом – на 9,3%, железнодорожным пассажирским транспортом – на 7,9%, междугородним автобусом – на 6,6%.
Уровень цен на фармацевтическую продукцию вырос на 11,5%, легковые автомобили отечественной сборки новые – на 11,4%, мебель и предметы домашнего обихода, одежду и обувь – по 11,2%, товары личного пользования – на 9,6%, посуду – на 6,6%, строительные материалы – на 6,3%. Сжиженный газ в баллонах подорожал на 12,3%.
Повышение цен отмечено на рис на 19,8%, минеральную и питьевую воду – на 17,3%, фрукты свежие – на 16,8%, яйца – на 14,4%, прохладительные напитки – на 13,7%, алкогольные напитки и табачные изделия – на 13,4%, фруктовые и овощные соки – на 12%, масло сливочное – на 11,9%, рыбу свежую – на 11,8%, хлеб пшеничный из муки высшего сорта – на 10%, молоко пастеризованное – на 9,9%. Снижение же цен наблюдалось на лук репчатый на 51,1%, масло подсолнечное – на 24,9%, крупу гречневую – на 24,4%, картофель – на 10,1%, сахар-песок – на 5,3%.
В региональном разрезе в апреле 2024 года в годовом выражении уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в одиннадцати регионах, из них наибольший – в Карагандинской (10,6%), Мангистауской (10,5%) области.
2024 | 2023 | 2022 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 8,7 | 16,8 | 13,2 |
Абай | 8,1 | 16,4 | ... |
Акмолинская | 9,0 | 17,6 | 13,8 |
Актюбинская | 8,6 | 17,0 | 13,5 |
Алматинская | 6,2 | 16,0 | 12,4 |
Атырауская | 8,9 | 16,9 | 12,0 |
Западно-Казахстанская | 8,1 | 17,6 | 12,2 |
Жамбылская | 8,1 | 15,7 | 13,2 |
Жетісу | 9,3 | 17,7 | ... |
Карагандинская | 10,6 | 16,9 | 13,5 |
Костанайская | 8,4 | 16,9 | 12,6 |
Кызылординская | 7,9 | 16,8 | 12,4 |
Мангистауская | 10,5 | 19,1 | 13,9 |
Павлодарская | 9,0 | 17,8 | 12,5 |
Северо-Казахстанская | 9,5 | 17,9 | 12,7 |
Туркестанская | 7,1 | 15,7 | 15,5 |
Ұлытау | 8,2 | 17,5 | ... |
Восточно-Казахстанская | 9,6 | 16,7 | 13,7 |
г. Астана | 9,5 | 17,6 | 14,0 |
г. Алматы | 9,1 | 16,4 | 13,2 |
г. Шымкент | 8,8 | 16,0 | 12,5 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (2,4 процентных пункта), жилищные услуги (2,2 процентных пункта), одежда и обувь (1,1 процентных пункта).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 8%, мясо и мясопродукты – на 5,6% и внесли основной вклад в инфляцию 0,5 и 0,7 процентных пункта, соответственно. Удорожание яиц на 14,4%, безалкогольных напитков – на 9,1% и внесли вклад по 0,2 п.п., молочных продуктов (на 8%), фруктов и овощей (на 3,9%) – по 0,3 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 16,7%, а их вклад в инфляцию составил 2,2 процентных пункта. В апреле 2024 года по сравнению с апрелем прошлого года отопление центральное стало выше на 33,5% и внесло вклад в годовую инфляцию в 0,3 п.п., электроэнергия (на 29%) – в 0,6 п.п., холодная вода (на 36,9%), аренда жилья (на 8,5%), услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 7,5%) – по 0,2 процентных пункта.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 6,3 | 2,579 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 8,0 | 0,540 |
Мясо и мясопродукты | 5,6 | 0,680 |
Молочные продукты | 8,0 | 0,313 |
Яйца | 14,4 | 0,181 |
Масла и жиры | -5,5 | -0,133 |
Фрукты и овощи | 3,9 | 0,259 |
Сахар | -5,1 | -0,059 |
Безалкогольные напитки | 9,1 | 0,189 |
Непродовольственные товары | 7,6 | 2,351 |
Одежда | 10,5 | 0,684 |
Обувь | 12,6 | 0,389 |
Моющие средства | -1,2 | -0,016 |
Бензин | 3,5 | 0,095 |
Товары личного пользования | 9,6 | 0,290 |
Платные услуги | 13,5 | 3,790 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 16,7 | 2,175 |
оплата за содержание жилища | 10,2 | 0,074 |
аренда жилья | 8,5 | 0,249 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 7,5 | 0,189 |
холодная вода | 36,9 | 0,188 |
горячая вода | 31,0 | 0,120 |
вывоз мусора | 30,7 | 0,088 |
водоотведение | 43,6 | 0,099 |
электроэнергия | 29,0 | 0,598 |
газ | 9,7 | 0,106 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
9,1 | 0,083 |
сжиженный | 12,3 | 0,023 |
отопление центральное | 33,5 | 0,327 |
твердое топливо | 9,1 | 0,129 |
домофон | 5,5 | 0,008 |
Апрель | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продовольственные товары | непродовольственные товары | платные услуги | |
2020 |
0,9 | 1,9 | 0,3 | 0,1 |
2021 |
0,9 | 1,0 | 1,0 | 0,5 |
2022 |
2,0 | 3,1 | 1,2 | 1,0 |
2023 |
0,9 | 0,9 | 1,3 | 0,4 |
2024 |
0,6 | 0,3 | 0,7 | 0,7 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за
их доставку.