По сравнению с февралем прошлого года повышение цен отмечено на лук репчатый на 105%, огурцы – на 56,8%, сахар – на 55%, молоко консервированное – на 49,1%, рис – на 44,9%, бананы – на 44,5%, макаронные изделия – на 41,1%, муку – на 40,2%, крупу овсяную, сметану – по 39,1%, крупу перловую – на 38,9%, булочные и мучные изделия – 36,7%, воду минеральную – на 36,6%, сельдь соленую – на 36,5%. Снижение же цен наблюдалось на капусту на 30,1%.
Уровень цен на канцелярские товары вырос на 71,8%, моющие и чистящие средства – на 53,9%, товары личного пользования – на 40,5%, мебель и предметы домашнего обихода – на 28,9%, строительные материалы – на 25,5%, посуду – на 23%, бытовые приборы – на 21,7%, одежду и обувь – на 18,7%. Дизельное топливо подорожало на 16,2%.
Аренда жилья повысилась на 33,7%. Цены на услуги общественного питания увеличились на 24,7%, организации комплексного отдыха – на 22,9%, здравоохранения – на 19,5%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 18,5%, санаториев – на 16,7%, образования – на 15,8%, гостиниц – на 14,5%. Услуги воздушного пассажирского транспорта подорожали на 37,8%, железнодорожного – на 26,6%.
Тарифы на вывоз мусора повысились на 22,8%, содержание жилья – на 19,9%, центральное отопление – на 9,1%, электроэнергию – на 7,9%, горячую воду – на 7,2%.
В региональном разрезе в феврале 2023г. в годовом выражении наибольший уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в Мангистауской области (25,1%), г.Астана (23,5%), Акмолинской области (22,4%), Северо-Казахстанской (22,1%), Костанайской, Павлодарской (по 21,7%), Ұлытау (21,6%), Туркестанской и Актюбинской (по 21,5%).
| 2023 | 2022 | 2021 | |
|---|---|---|---|
| Республика Казахстан | 21,3 | 8,7 | 7,4 |
| Абай | 20,7 | … | … |
| Акмолинская | 22,4 | 9,3 | 7,4 |
| Актюбинская | 21,5 | 9,0 | 7,4 |
| Алматинская | 19,3 | 8,4 | 7,2 |
| Атырауская | 20,3 | 8,5 | 7,3 |
| Западно-Казахстанская | 20,9 | 8,7 | 7,2 |
| Жамбылская | 20,8 | 8,1 | 7,1 |
| Жетісу | 21,1 | … | … |
| Карагандинская | 21,3 | 9,2 | 7,8 |
| Костанайская | 21,7 | 8,5 | 7,2 |
| Кызылординская | 20,8 | 8,3 | 7,3 |
| Мангистауская | 25,1 | 8,7 | 8,8 |
| Павлодарская | 21,7 | 8,5 | 7,6 |
| Северо-Казахстанская | 22,1 | 8,5 | 7,3 |
| Туркестанская | 21,5 | 9,2 | 7,4 |
| Ұлытау | 21,6 | … | … |
| Восточно-Казахстанская | 20,9 | 9,2 | 7,4 |
| г. Астана | 23,5 | 8,9 | 7,1 |
| г. Алматы | 20,7 | 8,5 | 7,3 |
| г. Шымкент | 20,8 | 8,5 | 7,1 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (10,5 процентных пункта), жилищные услуги (2,2 процентных пункта), разные товары и услуги (2 процентных пункта), одежда и обувь, предметы домашнего обихода (по 1,7 процентных пункта).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 34%, мясо и мясопродукты – на 16,8% и внесли основной вклад в инфляцию 2,4 и 2 процентных пункта. Удорожание фруктов и овощей на 24,1% внесли вклад в 1,5 п.п., молочных продуктов (на 32,8%) – в 1,2 п.п., сахара (на 55%) – в 0,5 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 17,2% и их вклад в инфляцию составил 2,2 процентных пункта. В феврале 2023 года арендная плата за жилье стала выше на 33,7% по сравнению с февралем прошлого года и внесла вклад в годовую инфляцию в 0,8 процентных пункта, услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 17,9%) – в 0,5 процентных пункта.
| Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
|---|---|---|
| Продовольственные товары | 26,2 | 10,860 |
| Хлебобулочные изделия и крупы | 34,0 | 2,402 |
| Мясо и мясопродукты | 16,8 | 2,022 |
| Молочные продукты | 32,8 | 1,222 |
| Яйца | 28,7 | 0,323 |
| Масла и жиры | 22,7 | 0,515 |
| Фрукты и овощи | 24,1 | 1,489 |
| Сахар | 55,0 | 0,474 |
| Безалкогольные напитки | 26,8 | 0,576 |
| Непродовольственные товары | 20,5 | 6,135 |
| Одежда | 17,8 | 1,132 |
| Обувь | 20,5 | 0,605 |
| Моющие средства | 53,9 | 0,815 |
| Бензин | 0,0 | -0,001 |
| Товары личного пользования | 40,5 | 1,190 |
| Платные услуги | 15,0 | 4,253 |
| Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 17,2 | 2,215 |
| оплата за содержание жилища | 19,9 | 0,181 |
| аренда жилья | 33,7 | 0,835 |
| обслуживание и ремонт жилых помещений | 22,7 | 0,543 |
| холодная вода | 3,5 | 0,019 |
| горячая вода | 7,2 | 0,028 |
| вывоз мусора | 22,8 | 0,065 |
| водоотведение | 6,8 | 0,016 |
| электроэнергия | 7,9 | 0,182 |
| газ | 0,9 | 0,012 |
|
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
0,6 | 0,007 |
| сжиженный | 2,0 | 0,005 |
| отопление центральное | 9,1 | 0,112 |
| твердое топливо | 12,4 | 0,209 |
| домофон | 6,8 | 0,013 |
| Февраль | ||||
|---|---|---|---|---|
| товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродовольственные товары | платные услуги | |
| 2018 | 0,7 | 0,8 | 0,5 | 0,7 |
| 2019 | 0,3 | 1,5 | 0,3 | -1,3 |
| 2020 | 0,6 | 0,9 | 0,5 | 0,5 |
| 2021 | 0,7 | 1,1 | 0,4 | 0,3 |
| 2022 | 0,8 | 1,2 | 0,5 | 0,6 |
| 2023 | 1,3 | 1,5 | 0,8 | 1,3 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за их доставку.