По сравнению с февралем прошлого года тарифы на водоотведение повысились на 33,9%, отопление центральное – на 30,9%, холодную воду – на 30,8%, вывоз мусора – на 30,7%, горячую воду – на 29,4%, электроэнергию – на 19,9%.
Цены на услуги организаций комплексного отдыха увеличились на 21,5%, санаториев – на 16%, услуги здравоохранения – на 13,9%, услуги в области отдыха и спортивных мероприятий – на 13,3%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 13,1%, услуги сотовой связи – на 12,4%. Проезд в такси подорожал на 11,7%, городским автобусом – на 9,3%, железнодорожным пассажирским транспортом – на 8,7%, междугороднем автобусе – на 8,2%. Проезд воздушным пассажирским транспортом подешевел на 4%.
Уровень цен на фармацевтическую продукцию вырос на 11,7%, мебель и предметы домашнего обихода, одежду и обувь – по 11%, товары личного пользования – на 10,9%, посуду – на 9,2%, строительные материалы – на 6,9%. Дизельное топливо подорожало на 14,5%, бензин – на 13,6%, сжиженный газ в баллонах – на 12,9%.
Повышение цен отмечено на рис на 26%, яйца – на 18,3%, фрукты свежие – на 17,2%, минеральную и питьевую воду – на 16,9%, прохладительные напитки – на 16,6%, алкогольные напитки и табачные изделия – на 14,4%, фруктовые и овощные соки – на 12,5%, масло сливочное – на 12,2%, молоко пастеризованное – на 11,3%, молоко консервированное – на 11,2%, булочные и мучные кондитерские изделия – на 11%, кефир 2,5% жирности – на 10,9%, макаронные изделия и изделия из теста – на 10,4%, рыбу и морепродукты – на 10,1%. Снижение же цен наблюдалось на лук репчатый на 42,5%, крупу гречневую – на 24,3%, масло подсолнечное – на 21,2%, сахар-песок – на 14,8%, картофель – на 12%.
В региональном разрезе в феврале 2024 года в годовом выражении уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в десяти регионах, из них наибольший – в Карагандинской (11,5%), Восточно-Казахстанской (10,2%) и Мангистауской (10%) области.
2024 | 2023 | 2022 | |
Республика Казахстан | 9,3 | 21,3 | 8,7 |
Абай | 9,4 | 20,7 | ... |
Акмолинская | 9,4 | 22,4 | 9,3 |
Актюбинская | 8,6 | 21,5 | 9,0 |
Алматинская | 7,1 | 19,3 | 8,4 |
Атырауская | 9,9 | 20,3 | 8,5 |
Западно-Казахстанская | 8,8 | 20,9 | 8,7 |
Жамбылская | 8,9 | 20,8 | 8,1 |
Жетісу | 9,7 | 21,1 | ... |
Карагандинская | 11,5 | 21,3 | 9,2 |
Костанайская | 8,4 | 21,7 | 8,5 |
Кызылординская | 8,4 | 20,8 | 8,3 |
Мангистауская | 10,0 | 25,1 | 8,7 |
Павлодарская | 8,4 | 21,7 | 8,5 |
Северо-Казахстанская | 9,5 | 22,1 | 8,5 |
Туркестанская | 8,8 | 21,5 | 9,2 |
Ұлытау | 9,0 | 21,6 | ... |
Восточно-Казахстанская | 10,2 | 20,9 | 9,2 |
г. Астана | 9,5 | 23,5 | 8,9 |
г. Алматы | 9,9 | 20,7 | 8,5 |
г. Шымкент | 8,9 | 20,8 | 8,5 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (2,8 процентных пункта), жилищные услуги (1,9 процентных пункта), одежда и обувь (1 процентный пункт).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 9,4%, мясо и мясопродукты – на 6,5% и внесли основной вклад в инфляцию 0,6 и 0,8 процентных пункта, соответственно. Удорожание яиц на 18,3%, безалкогольных напитков – на 10,7% и внесли вклад по 0,2 п.п., молочных продуктов (на 10%), фруктов и овощей (на 6,2%) – по 0,4 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 14,4%, а их вклад в инфляцию составил 1,9 процентных пункта. В феврале 2024 года по сравнению с февралем прошлого года отопление центральное стало выше на 30,9% и внесло вклад в годовую инфляцию в 0,3 п.п., электроэнергия (на 19,9%) – в 0,4 п.п., услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 7,9%), аренда жилья (на 7,5%) – по 0,2 процентных пункта.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
Продовольственные товары | 7,4 | 3,030 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 9,4 | 0,644 |
Мясо и мясопродукты | 6,5 | 0,778 |
Молочные продукты | 10,0 | 0,388 |
Яйца | 18,3 | 0,230 |
Масла и жиры | -4,3 | -0,089 |
Фрукты и овощи | 6,2 | 0,380 |
Сахар | -14,2 | -0,161 |
Безалкогольные напитки | 10,7 | 0,221 |
Непродовольственные товары | 8,5 | 2,631 |
Одежда | 10,3 | 0,660 |
Обувь | 12,5 | 0,383 |
Моющие средства | 1,2 | 0,021 |
Бензин | 13,6 | 0,320 |
Товары личного пользования | 10,9 | 0,328 |
Платные услуги | 12,8 | 3,609 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 14,4 | 1,861 |
оплата за содержание жилища | 7,9 | 0,057 |
аренда жилья | 7,5 | 0,216 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 7,9 | 0,201 |
холодная вода | 30,8 | 0,156 |
горячая вода | 29,4 | 0,113 |
вывоз мусора | 30,7 | 0,088 |
водоотведение | 33,9 | 0,076 |
электроэнергия | 19,9 | 0,406 |
газ | 9,8 | 0,106 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям |
9,1 | 0,083 |
сжиженный | 12,9 | 0,023 |
отопление центральное | 30,9 | 0,300 |
твердое топливо | 9,5 | 0,134 |
домофон | 5,6 | 0,008 |
Февраль | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продоволь-ственные товары | непродоволь-ственные товары | платные услуги | |
2019 | 0,3 | 1,5 | 0,3 | -1,3 |
2020 | 0,6 | 0,9 | 0,5 | 0,5 |
2021 | 0,7 | 1,1 | 0,4 | 0,3 |
2022 | 0,8 | 1,2 | 0,5 | 0,6 |
2023 | 1,3 | 1,5 | 0,8 | 1,3 |
2024 | 1,1 | 0,8 | 0,7 | 1,7 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за
их доставку.