По сравнению с декабрем прошлого года повышение цен отмечено на рис на 34,3%, минеральную и питьевую воду – на 18,4%, молоко консервированное – на 16,9%, алкогольные напитки и табачные изделия – на 15,6%, кефир 2,5% жирности, яйца – по 13,4%, масло сливочное – на 13,3%, молоко пастеризованное, фрукты и овощи свежие – по 12,8%, булочные и мучные изделия – на 12,3%, рыбу и морепродукты – на 12,1%, кондитерские изделия – на 10,7%. Снижение же цен наблюдалось на крупу гречневую на 22,6%, масло подсолнечное – на 18%, сахар-песок – на 15,8%.
Уровень цен на товары личного пользования вырос на 12,4%, мебель и предметы домашнего обихода – на 11,8%, посуду – на 11,4%, одежду и обувь – на 11,3%, фармацевтическую продукцию – на 10,4%, строительные материалы – на 7,3%. Дизельное топливо подорожало на 15,2%, бензин – на 13,7%, сжиженный газ в баллонах – на 13,6%, уголь каменный – на 10,7%.
Цены на услуги организаций комплексного отдыха увеличились на 16,8%, услуги санаториев – на 15,8%, здравоохранения – на 13,6%, услуги в области отдыха и спортивных мероприятий – на 13,5%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – на 12,8%, услуги образования – на 9,6%, общественного питания – на 8%. Проезд в такси подорожал на 9,1%, городским автобусом – на 8,9%, междугороднем автобусе – на 8,8%, воздушным пассажирским транспортом – на 8,6%, железнодорожным – на 7,3%.
Тарифы на вывоз мусора повысились на 33,2%, водоотведение – на 28,8%, отопление центральное – на 26,1%, горячую воду – на 23,4%, холодную воду – на 22%, электроэнергию – на 19,9%, содержание жилья – на 7%.
В региональном разрезе в декабре 2023г. в годовом выражении уровень инфляции, превышающий среднереспубликанский сложился в девяти регионах, из них наибольший – в Карагандинской (11,1%), Акмолинской (10,7%), Мангистауской (10,6%) области.
2023 | 2022 | 2021 | |
---|---|---|---|
Республика Казахстан | 9,8 | 20,3 | 8,4 |
Абай | 9,7 | 20,1 | … |
Акмолинская | 10,7 | 21,1 | 8,9 |
Актюбинская | 9,3 | 19,8 | 8,7 |
Алматинская | 8,4 | 17,7 | 8,2 |
Атырауская | 9,6 | 19,7 | 8,3 |
Западно-Казахстанская | 9,2 | 20,2 | 8,5 |
Жамбылская | 9,2 | 19,8 | 8,1 |
Жетісу | 10,0 | 19,9 | … |
Карагандинская | 11,1 | 20,7 | 8,5 |
Костанайская | 9,3 | 20,2 | 8,3 |
Кызылординская | 8,8 | 19,9 | 8,2 |
Мангистауская | 10,6 | 24,0 | 9,2 |
Павлодарская | 9,3 | 20,1 | 8,3 |
Северо-Казахстанская | 10,5 | 20,6 | 8,4 |
Туркестанская | 10,2 | 20,5 | 8,3 |
Ұлытау | 10,5 | 20,8 | … |
Восточно-Казахстанская | 10,1 | 20,0 | 9,1 |
г. Астана | 9,1 | 23,0 | 8,8 |
г. Алматы | 10,2 | 20,1 | 8,2 |
г. Шымкент | 9,5 | 19,7 | 8,2 |
Наибольший вклад в годовой уровень инфляции внесли продукты питания и безалкогольные напитки (3,3 процентных пункта), жилищные услуги (1,8 процентных пункта), одежда и обувь (1,1 процентных пункта).
За год цены на хлебобулочные изделия и крупы повысились на 10,8%, мясо и мясопродукты – на 7% и внесли основной вклад в инфляцию 0,8 и 0,9 процентных пункта, соответственно. Удорожание яиц на 13,4%, безалкогольных напитков на 11,4% и внесли вклад по 0,2 п.п., молочных продуктов (на 11,2%) – в 0,4 п.п., фруктов и овощей (на 9,5%) – в 0,5 процентных пункта в годовую инфляцию.
Услуги ЖКХ за год подорожали на 13,9%, а их вклад в инфляцию составил 1,8 процентных пункта. В декабре 2023 года по сравнению с декабрем прошлого года отопление центральное стало выше на 26,1% и внесло вклад в годовую инфляцию в 0,3 п.п., электроэнергия (на 19,9%) – в 0,4 п.п., услуги по обслуживанию и ремонту жилых помещений (на 8,6%) – в 0,2 процентных пункта.
Товары и услуги | Темп прироста | Вклад в прирост цен |
---|---|---|
Продовольственные товары | 8,5 | 3,554 |
Хлебобулочные изделия и крупы | 10,8 | 0,758 |
Мясо и мясопродукты | 7,0 | 0,860 |
Молочные продукты | 11,2 | 0,420 |
Яйца | 13,4 | 0,151 |
Масла и жиры | -2,6 | -0,060 |
Фрукты и овощи | 9,5 | 0,544 |
Сахар | -15,2 | -0,131 |
Безалкогольные напитки | 11,4 | 0,245 |
Непродовольственные товары | 9,1 | 2,709 |
Одежда | 10,6 | 0,680 |
Обувь | 12,8 | 0,392 |
Моющие средства | 5,9 | 0,090 |
Бензин | 13,7 | 0,325 |
Товары личного пользования | 12,4 | 0,365 |
Платные услуги | 12,4 | 3,527 |
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и прочие виды топлива | 13,9 | 1,835 |
оплата за содержание жилища | 7,0 | 0,065 |
аренда жилья | 8,1 | 0,196 |
обслуживание и ремонт жилых помещений | 8,6 | 0,204 |
холодная вода | 22,0 | 0,112 |
горячая вода | 23,4 | 0,082 |
вывоз мусора | 33,2 | 0,085 |
водоотведение | 28,8 | 0,064 |
электроэнергия | 19,9 | 0,430 |
газ | 10,0 | 0,131 |
газ, транспортируемый по распределительным сетям | 9,2 | 0,098 |
сжиженный | 13,6 | 0,033 |
отопление центральное | 26,1 | 0,294 |
твердое топливо | 9,9 | 0,159 |
домофон | 6,9 | 0,013 |
Декабрь | ||||
---|---|---|---|---|
товары и услуги | продовольственные товары | непродовольственные товары | платные услуги | |
2018 | 0,7 | 1,2 | 0,5 | 0,2 |
2019 | 0,7 | 1,1 | 0,6 | 0,3 |
2020 | 0,9 | 1,5 | 0,5 | 0,4 |
2021 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,5 |
2022 | 1,2 | 1,6 | 1,3 | 0,5 |
2023 | 0,8 | 0,9 | 0,5 | 0,8 |
Инфляция – это показатель, характеризующий изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.
Вклад – величина влияния процентного изменения по показателю на общее значение инфляции.
Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления.
Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:
Сбор информации об изменении цен осуществляется по выборочному кругу городов и райцентров, во всех областных центрах, в городах республиканского значения и столице. Выбор базовых предприятий торговли и сферы услуг осуществляется на местах. Отбираются объекты всех типов торговли и платных услуг, с тем, чтобы в обследовании были представлены предприятия с различными условиями торговли и регулярно реализующие товары (услуги) массового спроса.
Набор товаров и услуг для наблюдения за потребительскими ценами и расчета ИПЦ представляет собой единую для всех регионов Казахстана их выборку. Перечень товаров и услуг содержит 508 позиций, в который репрезентативно включаются наиболее представительные виды, занимающие наибольший удельный вес в потреблении населения.
Сбор информации о ценах производится непосредственно в местах реализации товара (услуги) регистраторами цен. Фиксируются цены на товары, оплаченные в день проведения обследования, включая налоги, но исключая дополнительные сборы за их доставку.