Объем оптовой торговли в январе-апреле 2023 г. составил 11330,2 млрд. тенге или 111,4% к уровню соответствующего периода 2022г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (82,7%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе-апреле 2023г. приходится на г. Алматы (41,4%), Атырауская область (15,9%), г. Астана (14,8%), Карагандинская область (5,4%).
Объем розничной торговли в январе-апреле 2023г. составил 4825,9 млрд. тенге, что на 10,5% больше уровня соответствующего периода 2022г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями увеличилась на 14%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, увеличилась на 1,4% по сравнению с январем-апрелем 2022г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 4276 млрд. тенге (88,6% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 549,9 млрд. тенге (11,4%).
На 1 мая 2023 г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1507,3 млрд. тенге, в днях торговли – 74 дня.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 28,3%, непродовольственных товаров – 71,7%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем-апрелем 2022г. уменьшился на 5,5%, непродовольственных товаров увеличился – на 18,7%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-апреле 2023г. приходится на г. Алматы (30,9%), г. Астана (12,2%), Карагандинскую (8,1%) и Восточно-Казахстанскую (6,3%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода (в постоянных ценах.