Объем оптовой торговли в январе-марте 2025 г. составил 9594,2 млрд. тенге или 107% к уровню соответствующего периода 2024г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (82,2%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе-марте 2025г. приходится на г. Алматы (38,3%), Атыраускую область (16,6%) , г. Астана (15,4%) и Карагандинскую область (5,2%).
Объем розничной торговли в январе-марте 2025г. составил 4582,6 млрд. тенге, что на 4,8% больше уровня соответствующего периода 2024г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями увеличился на 1,4%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, увеличился на 16,4% по сравнению с январем-мартом 2024г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 4029,5 млрд. тенге (87,9% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 552,9 млрд. тенге (12,1%).
На 1 апреля 2025г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1572,1 млрд. тенге, в днях торговли – 69 дней.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 28,8%, непродовольственных товаров – 71,2%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем-мартом 2024г. увеличился на 3,6%, непродовольственных товаров увеличился – на 5,3%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-марте 2025г. приходится на г. Алматы (31,6%), г. Астана (12,7%), Карагандинскую (8,3%) и Восточно-Казахстанскую (5,7%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода в постоянных ценах.