Объем оптовой торговли в январе-феврале 2025 г. составил 6102,4 млрд. тенге или 106,6% к уровню соответствующего периода 2024г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (80,8%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе-феврале 2025г. приходится на г. Алматы (37,1%), Атыраускую область (18,2%) , г. Астана (16,6%) и Карагандинскую область (4,7%).
Объем розничной торговли в январе-феврале 2025г. составил 2786,1 млрд. тенге, что на 4,7% больше уровня соответствующего периода 2024г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями увеличился на 1,7%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, увеличился на 16,1% по сравнению с январем-февралем 2024г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 2427,5 млрд. тенге (87,1% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 358,5 млрд. тенге (12,9%).
На 1 марта 2025г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1525,1 млрд. тенге, в днях торговли – 69 дня.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 27,2%, непродовольственных товаров – 72,8%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем-февралем 2024г. увеличился на 4,5%, непродовольственных товаров увеличился – на 4,7%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-феврале 2025г. приходится на г. Алматы (31,5%), г. Астана (12,9%), Карагандинскую (8,5%) и Восточно-Казахстанскую (5,7%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода в постоянных ценах.