Объем оптовой торговли в январе-сентябре 2024г. составил 30949,3 млрд. тенге или 105,7% к уровню соответствующего периода 2023г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (80,9%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе-сентябре 2024г. приходится на г. Алматы (36,1%), г. Астана (16,5%), Атыраускую область (14,7%), Карагандинскую область (6,3%).
Объем розничной торговли в январе-сентябре 2024г. составил 14935,7 млрд. тенге, что на 7,3% больше уровня соответствующего периода 2023г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями увеличилась на 6,1%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, увеличилась на 9,7% по сравнению с январем-сентябрем 2023г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 13518,4 млрд. тенге (90,5% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 1417,3 млрд. тенге (9,5%).
На 1 октября 2024г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1643,6 млрд. тенге, в днях торговли – 68 дней.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 32,8%, непродовольственных товаров – 67,2%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем-сентябрем 2023г. увеличился на 8,4%, непродовольственных товаров увеличился – на 6,7%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-сентябре 2024г. приходится на г. Алматы (32,5%), г. Астана (13,1%), Карагандинскую (7,6%) и Восточно-Казахстанскую (5,8%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода в постоянных ценах.