Объем оптовой торговли в январе-августе 2024г. составил 26403,3 млрд. тенге или 104,7% к уровню соответствующего периода 2023г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (80,2%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе-августе 2024г. приходится на г. Алматы (36,6%), г. Астана (15,8%), Атыраускую область (15,2%), Карагандинскую область (6,2%).
Объем розничной торговли в январе-августе 2024г. составил 12731,9 млрд. тенге, что на 6,8% больше уровня соответствующего периода 2023г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями увеличилась на 6,9%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, увеличилась на 6,5% по сравнению с январем-августом 2023г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 11482,9 млрд. тенге (90,2% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 1249 млрд. тенге (9,8%).
На 1 сентября 2024г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1543,8 млрд. тенге, в днях торговли – 62 дня.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 31,9%, непродовольственных товаров – 68,1%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем-августом 2023г. увеличился на 8,7%, непродовольственных товаров увеличился – на 5,9%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-августе 2024г. приходится на г. Алматы (32,1%), г. Астана (12,9%), Карагандинскую (7,6%) и Восточно-Казахстанскую (5,9%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода в постоянных ценах.