Объем оптовой торговли в январе-марте 2024 г. составил 8635,6 млрд. тенге или 102,6% к уровню соответствующего периода 2023г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (79,2%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе-марте 2024г. приходится на г. Алматы (40%), Атырауская область (16,9%), г. Астана (15,6%), Карагандинская область (5,5%).
Объем розничной торговли в январе-марте 2024г. составил 4044,4 млрд. тенге, что на 4,9% больше уровня соответствующего периода 2023г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями увеличилась на 9,1%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, уменьшилась на 7,2% по сравнению с январем-мартом 2023г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 3624,2 млрд. тенге (89,6% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 420,3 млрд. тенге (10,4%).
На 1 апреля 2024г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1569,6 млрд. тенге, в днях торговли – 70 дней.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 29,3%, непродовольственных товаров – 70,7%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем-мартом 2023г. увеличился на 7,6%, непродовольственных товаров увеличился – на 3,9%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-марте 2024г. приходится на г. Алматы (31,3%), г. Астана (12,1%), Карагандинскую (8,3%) и ВосточноКазахстанскую (6%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода в постоянных ценах.