Объем оптовой торговли в январе-феврале 2024 г. составил 5498,6 млрд. тенге или 104% к уровню соответствующего периода 2023г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (79%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе-феврале 2024г. приходится на г. Алматы (39,2%), Атырауская область (17,9%), г. Астана (16,8%), Карагандинская область (4,9%).
Объем розничной торговли в январе-феврале 2024г. составил 2468,7 млрд. тенге, что на 4,7% больше уровня соответствующего периода 2023г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями увеличилась на 9,9%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, уменьшилась на 11,2% по сравнению с январем-февралем 2023г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 2 202,8 млрд. тенге (89,2% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 265,9 млрд. тенге (10,8).
На 1 марта 2024г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1 569 млрд. тенге, в днях торговли – 74 дня.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 27,5%, непродовольственных товаров – 72,5%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем-февралем 2023г. увеличился на 3%, непродовольственных товаров увеличился – на 5,4%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-феврале 2024г. приходится на г. Алматы (31%), г. Астана (12,4%), Карагандинскую (8,6%) и Восточно-Казахстанскую (5,9%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода в постоянных ценах.