Тем не менее, рождение примерно каждого четвертого ребенка в возрасте до пяти лет во всем мире остается незарегистрированным. Отсутствие этого официального признания со стороны государства, как правило, означает, что ребенок не может получить свидетельство о рождении. Свидетельство о рождении – это документ, удостоверяющий личность физического лица, свидетельствующий о государственной регистрации факта его рождения. В результате ему или ей может быть отказано в медицинском обслуживании или образовании.
Результаты обследования показывают, что регистрация акта рождения в Казахстане является почти универсальной (99,7%), без каких-либо различий по основным характеристикам.
Лишь у 0,2 процента детей свидетельства о рождении отсутствовали, эта ситуация в основном характерна для детей в возрасте 0-5 месяцев; большая часть из них – новорожденные в возрасте 0-1 месяцев (7,7%), чьи родители к моменту обследования еще не успели получить свидетельство о рождении, так как в соответствии с законодательством, у родителей были два месяца для регистрации ребенка.
Насилие тормозит развитие детей, снижает способности к обучению и влияет на школьную успеваемость; оно подавляет развитие положительных взаимоотношений, вызывает заниженную самооценку, эмоциональный стресс и депрессию и порой приводит к намеренному принятию на себя рисков и нанесению себе вреда.
В каждой культуре существуют методы обучения детей самоконтролю и приемлемому поведению в среде их обитания – дома, в общественных местах и т.п. – как неотъемлемая часть воспитания. Положительные практики воспитания включают в себя обучение детей работе над собой, со своими эмоциями или с конфликтами, способами, стимулирующими рассудительность и ответственность и сохраняющими детскую самооценку, физическую и психологическую неприкосновенность и достоинство.
В Казахстане более половины (52,7 процента) детей в возрасте 1–14 лет подвергались в течение одного последнего месяца перед обследованием, как минимум, одной форме психологического или физического наказания со стороны взрослых членов домохозяйства (любым насильственным методам наказания подвергались 55,2% мальчиков и 49,9% девочек).
В то время как 47,2% детей подвергались психологической агрессии, в отношении примерно 26,2% детей применялось физическое наказание.
Наиболее тяжелые формы физического наказания (удары ребенка по голове, ушам или лицу или же часто повторяющиеся удары) в стране практически не распространены: суровому виду наказанию подвергался 1,0% детей.
Только ненасильственные методы дисциплинирования применялись в отношении 42,7% девочек и 35,5% мальчиков. В отношении 42,7% детей, проживающих в богатейших домохозяйствах, взрослые применяли только ненасильственные методы дисциплинирования, по сравнению с 33,2% детей из беднейших домохозяйств.
В действительности, детские браки являются нарушением прав человека, ставят под угрозу развитие девочек и часто приводят к ранней беременности и социальной изоляции, при этом низкий уровень общего и профессионального образования усиливает гендерно-дифференцированную структуру бедности.
Вступление в брак до достижения возраста 18 лет является реальностью для многих девочек в мире. Во многих частях света родители поощряют вступление своих дочерей в брак, когда те еще являются детьми, в надежде, что этот брак принесет им как финансовые, так и социальные выгоды и одновременно облегчит финансовое бремя семьи.
Среди женщин в возрасте 15–49 лет лишь 0,1% девушек вышли замуж до достижения 15 лет, а среди женщин в возрасте 20–49 лет – 7,8% женщин вышли замуж до достижения 18 лет. Среди женщин в возрасте 20-49 лет можно констатировать, что браки до достижения 18 лет несколько чаще распространены среди женщин из сельской местности, чем городской (9,5% и 6,5% соответственно).
Доля женщин, вступивших в (не)официальный брак до достижения 18 лет достигла своего «пика» около 20-25 лет назад, после чего снова снизилась.
Отношение к домашнему насилию оценивается по следующим жизненным ситуациям: 1) если она выходит из дома, не сказав ему; 2) если она не заботится о детях; 3) если она возражает ему; 4) если она отказывает ему в половой близости; 5) если у нее пригорает еда.
В Казахстане 14,2% женщин считают, что муж/партнер имеет право ударить или побить жену/партнершу как минимум в одной из указанных пяти ситуаций.
Женщины, которые оправдывают насилие мужа, чаще всего оправдывают его в тех случаях, когда: женщина не заботится о детях (10,8%) выходит из дому, не сказав мужу (4,1%), или возражает ему (5,4%). Лишь небольшая часть женщин считает, что муж вправе побить жену в случаях, когда она отказывает ему в половой близости (1,5%) или, если у нее пригорает еда (0,7%).
Чаще, чем остальные женщины, оправдывают применение рукоприкладства со стороны мужа в какой-либо из шести указанных ситуаций женщины в возрасте 25-29 лет (17,0%), проживающие в сельской местности (20,6%), состоящие в настоящее время в браке/союзе (17,7%), имеющие основное среднее образование (23,7%), проживающие в домохозяйствах беднейшего квинтиля (24,3%).
Конвенция прав ребенка гласит, что “ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания”.
Понимание форм проживания детей, в том числе состава домохозяйств, где они живут, и отношений с их основными опекунами, является ключом к разработке целевых мероприятий по обеспечению ухода за ребенком и его благополучия.
В Казахстане примерно четверо детей из пяти (82,0%) в возрасте 0–17 лет проживают в полной семье с обоими родителями, 13,1% – только с матерью, а 1,1%– только с отцом. При этом, менее 1% детей в возрасте 10-14 лет являются сиротами.
Исключительно с матерью проживают 9,2% детей, несмотря на то, что их родной отец жив, а 0,8% детей проживают с отцом при живой биологической матери. Не проживают с биологическими родителями 3,2% детей, при этом у 2,6% детей оба родителя живы. Почти 5% детей потеряли одного или обоих родителей.