Готовность к школе – это совокупность определенных знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок для того, чтобы в процессе начала обучения быстрее адаптироваться к школьной среде и учебному процессу во всех его проявлениях. Готовность детей к школе может быть повышена за счет программ раннего обучения или качества дошкольного образования.
Дошкольные организации в Казахстане различаются по следующим видам:
ясли-сад
детский сад
семейный ясли-сад
санаторный ясли-сад
комплекс «школа-детский сад»
дошкольный мини-центр
Более половины детей (55,3%) в возрасте 3–4 лет посещают ту или иную организованную программу обучения в раннем возрасте.
Имеются существенные различия между городской и сельской местностью, а также региональные различия: учреждения с такими программами посещают 62,2% детей из городской местности по сравнению с 48,9% – сельской.
Широко признанным является тот факт, что стремительное умственное развитие ребенка приходится на первые 3–4 года жизни, при этом качество домашнего ухода является основным фактором, определяющим детское развитие в этот период. В данном контексте участие взрослых в совместной деятельности с детьми, наличие в доме книг для ребенка и условия ухода являются важными показателями ухода за ребенком дома.
Более чем с 85% детей в возрасте 36–59 месяцев взрослый член домохозяйства занимался в течение 3 дней, предшествующих проведению обследования, четырьмя (или более) видами деятельности для получения знаний и навыков и подготовке к школе.
Индекс детского развития в раннем возрасте (ИДРРВ) рассчитывается как процентная доля детей, которые развиваются в соответствии с возрастом как минимум в трех из указанных четырех областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-эмоциональное развитие и навыки чтения и счета. Индекс детского развития в раннем возрасте (ИДРРВ) для детей возраста 36–59 месяцев составил 85,5%. Анализ четырех областей детского развития показывает, что 98,3% детей развиваются в соответствии с возрастом в области физического развития, 97,2% - в области познавательного развития и 82,1% – в области социально-эмоционального развития.