Объем оптовой торговли в январе-декабре 2022 г. составил 34883,1 млрд. тенге или 106,3% к уровню соответствующего периода 2021г. В структуре оптового товарооборота преобладают непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения (79,8%).
Наибольший удельный вес в общем объеме оптовой торговли республики в январе-декабре 2022г. приходится на г. Алматы (37,4%), г. Астана (16,4%), Атырауская область (13,5%), Карагандинская область (5,4%).
Объем розничной торговли за январь-декабрь 2022г. составил 15763,7 млрд. тенге, что на 2,1% больше уровня соответствующего периода 2021г. Розничная реализация товаров торгующими предприятиями на 2,5%, индивидуальными предпринимателями, в том числе торгующих на рынках, увеличилась на 1,4% по сравнению с январем-декабрем 2021г.
С начала года оборот от розничной реализации товаров предприятиями частной формы собственности получен в сумме 13703,9 млрд. тенге (86,9% от общего объема розничной торговли), иностранной формы собственности 2059,9 млрд. тенге (13,1%).
На 1 января 2023 г. объем товарных запасов торговых предприятияй (по отчитавшимся предприятиям) в розничной торговле составил 1378 млрд. тенге, в днях торговли – 54 дня.
Доля продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли составляет 35,6%, непродовольственных товаров – 64,4%. Объем реализации продовольственных товаров по сравнению с январем-декабрем 2021г. уменьшился на 5,4%, непродовольственных товаров увеличился – на 6,6%.
Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-декабре 2022г. приходится на г. Алматы (32,3%), г. Астана (12,5%), Карагандинскую (8,3%) и Восточно-Казахстанскую (6,2%) области.
Розничная торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров населению для личного потребления, домашнего использования или утилизации.
Оптовая торговля – перепродажа (продажа без переработки) новых и бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, институциональным или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а также лицам, исполняющим обязанности агентов или маклеров при покупке товаров от имени таких лиц или компаний, или продаже им товаров.
Индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора товарооборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Объем реализации товаров и услуг характеризует сумму денежной выручки, полученной за проданные товары, продукцию и оказанные услуги за наличный и безналичный расчет.
Индекс физического объема оборота показывает, как меняется оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен.
Для расчета индекса физического объема реализации товаров (услуг) сравниваются обороты отчетного и базисного периодов в ценах одного и того же периода, принятого в качестве базисного периода (в постоянных ценах.