Бюро национальной статистики
Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан
    Ключевые моменты
    1963,5 млрд.
    В 2022 году объем рынка розничной электронной коммерции (внутренний рынок) с учетом маркетплейсов составил 1963,5 млрд. тенге, из них оборот розничной торговли через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 1117,9 млрд. тенге (56,9%), предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров через собственный Интернет-ресурс – 845,6 млн. тенге (43,1%).
    12,5%
    Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли в 2022 году (с учетом маркетплейсов) составила 12,5%
    Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли
    в процентах
    2022г.

    *Данные за 2022г. сформированы с учетом маркетплейсов

    Основные показатели электронной коммерции (внутренний рынок)
    2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022*
    Объем электронной коммерции (розничная торговля), млн.тенге 50919 ,9 78500,5 106918,1 144606,0 206253,9 476651,5 481978,7 1963493,2
    Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли, в процентах 0,8 1,0 1,2 1,4 1,8 4,1 3,6 12,5
    Объем электронной коммерции (услуги) млн.тенге 39156,4 80198,4 70356,2 136123,0 121153,7 209164,7 349933,7 1186536,7

    *Данные за 2022г. сформированы с учетом маркетплейсов

    В 2022 году объем электронной коммерции услуг с учетом маркетплейсов составил 1186,5 млрд. тенге. Объем оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс составил 254,7 млн. тенге (21,5%). Объем оказанных услуг через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 931,8 млн. тенге (78,5%).

    1.1 Электронная коммерция через маркетплейс

    Объем оказанных услуг через маркетплейсы по видам за 2022г., в процентах
    2022г.

    За 2022 год наибольшая доля в объеме оказанных услуг через маркетплейсы приходится на услуги по перевозке пассажиров – 50,3%, услуги по бронированию мест на транспорт – 9,6%, услуги по доставке пищи на заказ – 5,1%.

    Объем реализации товаров и услуг через маркетплейсы по размерности предприятия, в процентах
    2022г.

    Наибольшая доля (93%) от общего объема реализации товаров и услуг осуществлялась через маркетплейсы с численностью работников до 100 человек (малые маркетплейсы) и лишь 7% – средними предприятиями.

    Объем реализации товаров и услуг через маркетплейсы по видам экономической деятельности за 2022г., в процентах
    2022г.

    За 2022 год наибольшая доля (58%) от общего объема реализации товаров и услуг осуществлялась через маркетплейсы с основным видом экономической деятельности «розничная торговля путем заказа товаров по почте или через сеть Интернет», 21,2% – «сопровождение программного обеспечения», 16,2% – «деятельность в области информационных технологий и информационных систем».

    1.2 Электронная коммерция через собственный Интернет-ресурс.

    Объем розничной торговли через собственный Интернет-ресурс по товарным группам за 2022г., тыс. тенге
    2022г.

    В розничной торговле наибольшую долю по реализации через собственный Интернет-ресурс составили товары для домашнего пользования (34,7%), одежда, обувь и спортивные товары (17,3%), продукты питания (13,2%), косметика (6,5%), лекарственные препараты (4,8%)

    Объем розничной торговли через собственный Интернет-ресурс по видам экономической деятельности за 2022г., в процентах
    2022г.

    За 2022 год наибольшая доля в объеме розничной торговли через собственный Интернет-ресурс приходилась на розничную торговлю прочими товарами в спецализированных магазинах – 29,9%, розничную торговлю прочими бытовыми товарами в специализированных магазинах – 25,2%, оптовую торговлю компьютерами и коммуникационным оборудованием – 17,5%, оптовую торговлю непродовольственными товарами потребительского назначения – 10,2%.

    Розничная торговля через собственный Интернет-ресурс по размерности предприятия, в процентах
    2022г.

    В 2022 году наибольшая доля в объеме розничной торговли через собственный Интернет-ресурс приходилась на крупные предприятия – 48,8%, малые предприятия – 45%, средние – 6,2%.

    Объем оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс по видам услуг за 2022г., тыс тенге
    2022г.

    1.3 Об используемых способах оплаты и доставки

    Используемые способы оплаты за товары и услуги, в процентах
    2022г.

    В 2022 году из способов оплаты за товары и услуги наиболее предпочтительными являлись оплата дебетовой картой или электронный банковский перевод (31,5%), оплата кредитной картой через Интернет (23,5%), оплата наличными (22,6%), онлайн платежи (13,9%), мобильный телефон (5,3%), оплата подарочной картой или онлайновый ваучер «баллы» программы бонусов или купонов (3,1%), цифровой кошелек (0,1%).

    Используемые способы доставки товаров, в процентах
    2022г.

    По способу доставки наиболее предспочтительным является вид доставки непосредственно покупателю с использованием услуг обычной почты или других способов доставки, доля которого составила 46,9%, самовывоз из пункта продажи или пункта обслуживания – 35,3% и онлайн доставка – 17,8%.

    Глоссарий

    Электронная коммерция – предпринимательская деятельность в электронной торговле, а также продаже услуг, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий.

    Электронная торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий.

    Онлайн платформа электронной коммерции (маркетплейс) - это цифровая площадка, выступающая в роли посредника и дающая сопоставлять спрос и предложения (товаров, услуг и/или информации) на многостороннем рынке участников через Интернет.

    Розничная торговля – предпринимательская деятельность по продаже покупателю товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Оптовая торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

    Под электронными платежами понимаются – платежи осуществленные безналичным путем (посредством банковских карт, счетов, электронных денег, мобильных телефонов, платежных терминалов).

    Методологические пояснения

    данном документе содержатся данные по рынку электронной розничной торговли через Интернет, по услугам, оказанным через Интернет. Кроме того, отражаются данные в разрезе товаров и видам услуг.

    Методика по формированию показателей по статистике электронной коммерции
    Ответственные за выпуск:
    Департамент статистики услуг и энергетики
    Директор департамента:
    Г. Караулова
    Тел. +7 7172 749060
    Исполнитель:
    А.Нысанбай
    Тел. +7 7172 749336
    E-mail a.nysanbai@aspire.gov.kz
    Адрес:
    010000, г.Астана,
    пр. Мәңгілік ел, 8
    Дом Министерств, 4 подъезд
    Онлайн консультант