*Данные за 2022г. сформированы с учетом маркетплейсов
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022* | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем электронной коммерции (розничная торговля), млн.тенге | 50919 ,9 | 78500,5 | 106918,1 | 144606,0 | 206253,9 | 476651,5 | 481978,7 | 1963493,2 |
Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли, в процентах | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,8 | 4,1 | 3,6 | 12,5 |
Объем электронной коммерции (услуги) млн.тенге | 39156,4 | 80198,4 | 70356,2 | 136123,0 | 121153,7 | 209164,7 | 349933,7 | 1186536,7 |
*Данные за 2022г. сформированы с учетом маркетплейсов
В 2022 году объем электронной коммерции услуг с учетом маркетплейсов составил 1186,5 млрд. тенге. Объем оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс составил 254,7 млн. тенге (21,5%). Объем оказанных услуг через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 931,8 млн. тенге (78,5%).
За 2022 год наибольшая доля в объеме оказанных услуг через маркетплейсы приходится на услуги по перевозке пассажиров – 50,3%, услуги по бронированию мест на транспорт – 9,6%, услуги по доставке пищи на заказ – 5,1%.
Наибольшая доля (93%) от общего объема реализации товаров и услуг осуществлялась через маркетплейсы с численностью работников до 100 человек (малые маркетплейсы) и лишь 7% – средними предприятиями.
За 2022 год наибольшая доля (58%) от общего объема реализации товаров и услуг осуществлялась через маркетплейсы с основным видом экономической деятельности «розничная торговля путем заказа товаров по почте или через сеть Интернет», 21,2% – «сопровождение программного обеспечения», 16,2% – «деятельность в области информационных технологий и информационных систем».
В розничной торговле наибольшую долю по реализации через собственный Интернет-ресурс составили товары для домашнего пользования (34,7%), одежда, обувь и спортивные товары (17,3%), продукты питания (13,2%), косметика (6,5%), лекарственные препараты (4,8%)
За 2022 год наибольшая доля в объеме розничной торговли через собственный Интернет-ресурс приходилась на розничную торговлю прочими товарами в спецализированных магазинах – 29,9%, розничную торговлю прочими бытовыми товарами в специализированных магазинах – 25,2%, оптовую торговлю компьютерами и коммуникационным оборудованием – 17,5%, оптовую торговлю непродовольственными товарами потребительского назначения – 10,2%.
В 2022 году наибольшая доля в объеме розничной торговли через собственный Интернет-ресурс приходилась на крупные предприятия – 48,8%, малые предприятия – 45%, средние – 6,2%.
В 2022 году из способов оплаты за товары и услуги наиболее предпочтительными являлись оплата дебетовой картой или электронный банковский перевод (31,5%), оплата кредитной картой через Интернет (23,5%), оплата наличными (22,6%), онлайн платежи (13,9%), мобильный телефон (5,3%), оплата подарочной картой или онлайновый ваучер «баллы» программы бонусов или купонов (3,1%), цифровой кошелек (0,1%).
По способу доставки наиболее предспочтительным является вид доставки непосредственно покупателю с использованием услуг обычной почты или других способов доставки, доля которого составила 46,9%, самовывоз из пункта продажи или пункта обслуживания – 35,3% и онлайн доставка – 17,8%.
Электронная коммерция – предпринимательская деятельность в электронной торговле, а также продаже услуг, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий.
Электронная торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий.
Онлайн платформа электронной коммерции (маркетплейс) - это цифровая площадка, выступающая в роли посредника и дающая сопоставлять спрос и предложения (товаров, услуг и/или информации) на многостороннем рынке участников через Интернет.
Розничная торговля – предпринимательская деятельность по продаже покупателю товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Оптовая торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Под электронными платежами понимаются – платежи осуществленные безналичным путем (посредством банковских карт, счетов, электронных денег, мобильных телефонов, платежных терминалов).
данном документе содержатся данные по рынку электронной розничной торговли через Интернет, по услугам, оказанным через Интернет. Кроме того, отражаются данные в разрезе товаров и видам услуг.
Методика по формированию показателей по статистике электронной коммерции