Бюро национальной статистики
Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан
    Ключевые моменты
    14,1%
    Доля электронной коммерции (внутренний рынок) в общем объеме розничной торговли в 2024 году (с учетом маркетплейсов) составила 14,1%.

    *Данные за 2022-2024 гг. сформированы с учетом маркетплейсов.

    В 2024 году объем рынка розничной электронной коммерции (внутренний рынок) с учетом маркетплейсов составил 3156,4 млрд. тенге, из них оборот розничной торговли через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 2679,8 млрд. тенге (84,9%), предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров через собственный Интернет-ресурс – 476,5 млрд. тенге (15,1%).

    Основные показатели электронной коммерции (внутренний рынок)
    2020 2021 2022* 2023* 2024*
    Объем электронной коммерции (розничная торговля), млн.тенге 476 651,5 481 978,7 1 963 493,2 2439 821,5 3156 372,2
    Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли, в процентах 4,1 3,6 12,5 12,7 14,1
    Объем электронной коммерции (услуги) млн.тенге 209 164,7 349 933,7 1 186 536,7 1 602 576,3 2443 353,1

    *Данные за 2022-2024 гг. сформированы с учетом маркетплейсов.

    Доля предприятий, использующих платформу электронной коммерции (маркетплейс) в 2024г. составила 82,5%, реализующих товары и услуги через собственный Интернет-ресурс – 26,8%, из них 9,3% осуществляют розничную электронную коммерцию (через маркетплейс и собственный Интернет-ресурс).

    В 2024 году объем электронной коммерции услуг с учетом маркетплейсов составил 2443,4 млрд. тенге. Объем оказанных услуг через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 2065,2 млрд. тенге (84,5%). Объем оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс составил 378,2 млрд. тенге (15,5%).

    Электронная коммерция через маркетплейс

    За 2024 год наибольшую долю от общего объема розничной реализации товаров через маркетплейсы составили телефоны и гаджеты – 27,4%, бытовая техника – 13,3%, одежда, обувь и спортивные товары – 10,3%, компьютеры, ноутбуки, программное обеспечение, компьютерные товары – 5,7%.

    В 2024 году на рынке электронной коммерции наибольшая доля держателей платформ (маркетплейс) по видам экономической деятельности приходилась на деятельность в области компьютерного программирования – 26,8%, обработку данных, размещение приложений (прикладных программ) и связанную с этим деятельность – 19,5%, розничную торговлю путем заказа товаров по почте или через сеть Интернет – 12,2%, другие виды деятельности в области информационных технологий и информационных систем – 12,2%.

    Наибольшая доля (79%) от общего объема розничной электронной торговли через маркетплейсы приходится на средние предприятия, малые – 17,1% и крупные – 3,9%.

    За 2024 год наибольшая доля в объеме оказанных услуг через маркетплейсы приходится на услуги по перевозке грузов – 29,5%, услуги по перевозке пассажиров – 29,4% и услуги по бронированию мест на транспорт – 25%.

    Наибольшая доля (56,3%) от общего объема оказанных услуг осуществлялась через маркетплейсы с численностью работников до 100 человек (малые предприятия) и 43,7% – средними предприятиями.

    В 2024 году на маркетплейсах средний чек для розничных товаров, реализованных через маркетплейсы составил – 17 572 тенге, для оказанных услуг – 3 274 тенге.

    Электронная коммерция через собственный Интернет-ресурс.

    В розничной торговле наибольшая доля по реализации через собственный Интернет-ресурс приходилась на косметику, парфюмерию (22,4%), бытовую технику (13,4%), аптеки (11,8%), телефоны и гаджеты (10,1%), ювелирные изделия (8,7%) и продукты питания (8,3%).

    В 2024 году наибольшая доля в объеме розничной торговли через собственный Интернет-ресурс приходилась на крупные предприятия – 45,1%, малые предприятия – 43,8%, средние – 11,1%.

    За 2024 год наибольшая доля в объеме оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс приходится на услуги - билеты и бронирование мест на транспорт – 30,5%, услуги по перевозке пассажиров – 23,9%, услуги прочие, не входящие в другие группировки – 18,6%.

    В 2024 году наибольшая доля в объеме оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс приходилась на малые предприятия – 54,5%, средние – 28,4%, крупные предприятия – 17,1%.

    В 2024 году средний чек реализации через собственный Интернет-ресурс для розничных товаров составил 39 179 тенге, для оказанных услуг – 15 243 тенге.

    Способы оплаты и доставки

    В 2024 году из способов оплаты за товары и услуги наиболее предпочтительными являлись оплата дебетовой картой или электронный банковский перевод (32,2%), оплата кредитной картой через Интернет (23,7%), оплата наличными (22,8%), онлайн платежи (13,7%), через мобильный телефон (3,9%), оплата подарочной картой или онлайновый ваучер «баллы» программы бонусов или купонов (3,7%).

    По способу доставки наиболее предпочтительным является вид доставки непосредственно покупателю с использованием услуг обычной почты или других способов доставки, доля которого составила 45,8%, самовывоз из пункта продажи или пункта обслуживания – 34% и онлайн доставка путем загрузки с веб-сайта или с помощью приложения – 20,2%.

    Глоссарий

    Электронная коммерция – предпринимательская деятельность в электронной торговле, а также продаже услуг, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий.

    Электронная торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий.

    Онлайн платформа электронной коммерции (маркетплейс) - это цифровая площадка, выступающая в роли посредника и дающая сопоставлять спрос и предложения (товаров, услуг и/или информации) на многостороннем рынке участников через Интернет.

    Розничная торговля – предпринимательская деятельность по продаже покупателю товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Оптовая торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

    Под электронными платежами понимаются – платежи осуществленные безналичным путем (посредством банковских карт, счетов, электронных денег, мобильных телефонов, платежных терминалов).

    Методологические пояснения

    В данном документе содержатся данные по рынку электронной розничной торговли через Интернет, по услугам, оказанным через Интернет. Кроме того, отражаются данные в разрезе товаров и видам услуг.

    Источником данных по электронной коммерции со стороны предложения является общегосударственное статистическое наблюдение «Отчет об электронной коммерции» (индекс Э-коммерция, периодичность годовая). Целью данного наблюдения является измерение объема и характеристик электронной торговли со стороны предложения для мониторинга и анализа электронной торговли.

    Субъектами общегосударственного статистического наблюдения являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров и услуг через сеть Интернет.

    Заказом считается предложение потребителя изготовить, поставить, продать ему продукцию, товар определенного вида и качества или выполнить работу, оказать услуги. Один заказ включает покупку одного или нескольких товаров.

    Статистическое наблюдение предприятий (со стороны предложения) включает вопросы о характеристиках деятельности электронной коммерции, таких как: тип товаров и услуг, продаваемых или приобретаемых онлайн, количество заказов, количество предприятий использующих собственный Интернет-ресурс и платформу электронной коммерции, объем реализации товаров и услуг способы доставки, электронные платформы, используемые для ведения электронной коммерции, или электронных платформах, способы оплаты покупок в Интернете.н пайдаланылатын электрондық платформалар немесе Интернетте сатып алу үшін төлем әдістері, электрондық платформалар сияқты электрондық коммерция қызметінің сипаттамалары туралы сұрақтарды қамтиды.

    Ответственные за выпуск:
    Департамент статистики услуг и энергетики
    Директор департамента:
    Г. Айгозина (И.о. директора департамента)
    Тел. +7 7172 749077
    Исполнитель:
    А.Ахмет
    Тел. +7 7172 749336
    E-mail a.akhmet@aspire.gov.kz
    Адрес:
    010000, г. Астана,
    проспект Мәңгілік ел, 8
    Дом Министерств, 4 подъезд
    Онлайн консультант