*Данные за 2022-2023 гг. сформированы с учетом маркетплейсов.
В 2023 году объем рынка розничной электронной коммерции (внутренний рынок) с учетом маркетплейсов составил 2439,8 млрд. тенге, из них оборот розничной торговли через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 1767,6 млрд. тенге (72,4%), предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию товаров через собственный Интернет-ресурс – 672,2 млрд. тенге (27,6%).
2019 | 2020 | 2021 | 2022* | 2023* | |
---|---|---|---|---|---|
Объем электронной коммерции (розничная торговля), млн.тенге | 206 253,9 | 476 651,5 | 481 978,7 | 1 963 493,2 | 2 439 821,5 |
Доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли, в процентах | 1,8 | 4,1 | 3,6 | 12,5 | 12,7 |
Объем электронной коммерции (услуги) млн.тенге | 121 153,7 | 209 164,7 | 349 933,7 | 1 186 536,7 | 1 602 576,3 |
*Данные за 2022-2023 гг. сформированы с учетом маркетплейсов.
Доля предприятий, использующих платформу электронной коммерции (маркетплейс) в 2023г. составила 79,7%, реализующих товары и услуги через собственный Интернет-ресурс – 30,3%, из них 10% осуществляют розничную электронную коммерцию (через маркетплейс и собственный Интернет-ресурс).
В 2023 году объем электронной коммерции услуг с учетом маркетплейсов составил 1602,6 млрд. тенге. Объем оказанных услуг через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 1304 млрд. тенге (81,4%). Объем оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс составил 298,6 млрд. тенге (18,6%).
За 2023 год наибольшая доля от общего объема розничной реализации товаров через маркетплейсы составили телефоны и гаджеты – 27,5%, бытовая техника – 11,6%, компьютерные товары, программное обеспечение – 10,1%, автотовары – 7,9%.
За 2023 год на рынке электронной коммерции наибольшая доля держателей платформ (маркетплейс) по видам экономической деятельности приходилась на деятельность в области компьютерного программирования – 19,6%, другие виды деятельности в области информационных технологий и информационных систем – 14,6%, обработка данных размещение приложений и связанная с этим деятельность – 12,2%, розничная торговля путем заказа товаров по почте или через сеть Интернет– 12,2%.
Наибольшая доля (92,8%) от общего объема розничной электронной торговли осуществлялась через маркетплейсы с численностью работников до 100 человек (малые), средними – 4,8% и крупные – 2,4%.
За 2023 год наибольшая доля в объеме оказанных услуг через маркетплейсы приходится на услуги по бронированию мест на транспорт – 38%, услуги по перевозке пассажиров – 37,4%, услуги прочие, не входящие в другие группировки – 14,5%.
Наибольшая доля (56,1%) от общего объема оказанных услуг осуществлялась через маркетплейсы с численностью работников до 100 человек (малые маркетплейсы) и 43,9% – средними предприятиями.
В 2023 году на маркетплейсах средний чек для розничных товаров составил – 14823 тенге, для оказанных услуг – 2553 тенге.
В розничной торговле наибольшая доля по реализации через собственный Интернет-ресурс приходилось на одежду, обувь и спортивные товары (31,6%), телефоны и гаджеты (23,1%), косметику, парфюмерию (9,8%), бытовую технику (7,5%) и продукты питания (6,2%).
В 2023 году наибольшая доля в объеме розничной торговли через собственный Интернет-ресурс приходилась на крупные предприятия – 72,3%, малые предприятия – 16,6%, средние – 11,1%.
За 2023 год наибольшая доля в объеме оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс приходится на услуги - билеты и бронирование мест на транспорт – 35,3%, услуги по перевозке пассажиров – 27,8%, услуги прочие, не входящие в другие группировки – 21,1%.
В 2023 году наибольшая доля в объеме оказанных услуг через собственный Интернет-ресурс приходилась на малые предприятия – 38,4%, средние – 33,6%, крупные предприятия – 28%.
В 2023 году средний чек реализации через собственный Интернет-ресурс для розничных товаров составил 51470 тенге, для оказанных услуг – 13017 тенге.
В 2023 году из способов оплаты за товары и услуги наиболее предпочтительными являлись оплата дебетовой картой или электронный банковский перевод (32,1%), оплата наличными (24,1%), оплата кредитной картой через Интернет (22,2%), онлайн платежи (13,5%), через мобильный телефон (4,9%), оплата подарочной картой или онлайновый ваучер «баллы» программы бонусов или купонов (3,2%)
По способу доставки наиболее предпочтительным является вид доставки непосредственно покупателю с использованием услуг обычной почты или других способов доставки, доля которого составила – 49,9%, самовывоз из пункта продажи или пункта обслуживания – 31,5% и онлайн доставка путем загрузки с веб-сайта или с помощью приложения – 18,6%.
Электронная коммерция – предпринимательская деятельность в электронной торговле, а также продаже услуг, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий.
Электронная торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных технологий.
Онлайн платформа электронной коммерции (маркетплейс) - это цифровая площадка, выступающая в роли посредника и дающая сопоставлять спрос и предложения (товаров, услуг и/или информации) на многостороннем рынке участников через Интернет.
Розничная торговля – предпринимательская деятельность по продаже покупателю товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Оптовая торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Под электронными платежами понимаются – платежи осуществленные безналичным путем (посредством банковских карт, счетов, электронных денег, мобильных телефонов, платежных терминалов).
В данном документе содержатся данные по рынку электронной розничной торговли через Интернет, по услугам, оказанным через Интернет. Кроме того, отражаются данные в разрезе товаров и видам услуг.
Источником данных по электронной коммерции со стороны предложения является общегосударственное статистическое наблюдение «Отчет об электронной коммерции» (индекс Э-коммерция, периодичность годовая). Целью данного наблюдения является измерение объема и характеристик электронной торговли со стороны предложения для мониторинга и анализа электронной торговли.
Субъектами общегосударственного статистического наблюдения являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров и услуг через сеть Интернет.
Заказом считается предложение потребителя изготовить, поставить, продать ему продукцию, товар определенного вида и качества или выполнить работу, оказать услуги. Один заказ включает покупку одного или нескольких товаров.
Статистическое наблюдение предприятий (со стороны предложения) включает вопросы о характеристиках деятельности электронной коммерции, таких как: тип товаров и услуг, продаваемых или приобретаемых онлайн, количество заказов, количество предприятий использующих собственный Интернет-ресурс и платформу электронной коммерции, объем реализации товаров и услуг способы доставки, электронные платформы, используемые для ведения электронной коммерции, или электронных платформах, способы оплаты покупок в Интернете.н пайдаланылатын электрондық платформалар немесе Интернетте сатып алу үшін төлем әдістері, электрондық платформалар сияқты электрондық коммерция қызметінің сипаттамалары туралы сұрақтарды қамтиды.